Ателектаз легкого после торакопластики. Течение специфических пневмоний
Мариупольский считает, что ателектаз развивается после торакопластики в 100% случаев и видит в этом главную причину повышения температуры, наблюдающейся в послеоперационном периоде у всех без исключения больных. В доказательство Мариупольский приводит результаты рентгенологического обследования 42 больных после торакопластики. Во всех случаях он наблюдал ателектаз, развившийся в первые дни после операции. Причину ателектаза этот автор усматривает в закупорке бронха скопляющейся мокротой, отхаркивание которой после торакопластики бывает затруднено. Сдавлению бронхов вследствие западения половины грудной клетки Мариупольский придает гораздо меньшее значение. Он считает, что закупорке бронха способствует увеличение бронхиального секрета, ограничение дыхательных экскурсий вследствие болезненности, обусловленной операционной травмой, парадоксальные движения легкого во время дыхания и, наконец, некоторое сужение бронхов, вызванное уменьшением объема легкого после торакопластики.
Вся клиническая картина таких массивных пневмоний в послеоперационном периоде вполне укладывается в ту картину, которую дает Мариупольский. Мы сомневаемся только в том, что после торакопластики у 100% больных развивается ателектаз. Развитие ателектаза мы наблюдаем часто после торакопластики, но далеко не всегда.
Течение специфических пневмоний бывает большей частью крайне тяжелым и длительным — иногда до 1,5—2 месяцев. У больных обычно наблюдается высокая температура без особых утренних ремиссий. Исход таких пневмоний может быть двоякий: рассасывание пневмоний с переходом ее в фиброз, что наблюдается сравнительно редко, и переход пневмонии в казеозную, встречающийся гораздо чаще. Последний исход ведет обычно к гибели больных.
Картина крови у больных при специфических пневмониях обычно очень характерна: большой лейкоцитоз, значительный сдвиг влево, лимфопения, высокая РОЭ. По мере рассасывания пневмонии и улучшения общего состояния больного изменяется к лучшему и лейкоцитарная формула.
В некоторых случаях течение этих пневмоний бывает чрезвычайно бурным, с очень тяжелыми токсическими явлениями. Со стороны крови отмечаются значительные изменения. Наблюдающийся в первые дни большой лейкоцитоз сменяется лейкопенией, что обычно представляет собой плохой прогностический признак. Вся клиническая картина напоминает тяжелый сепсис, и, действительно, в этих случаях, повидимому, имеется «туберкулезный сепсис» вследствие наводнения организма туберкулезными токсинами. Эти пневмонии, как правило, заканчиваются смертью больного в течение 8—.10 дней. На аутопсии всегда обнаруживается массивная казеозная пневмония.
Вся клиническая картина подобных пневмоний с необыкновенно быстрым развитием анатомических изменений дает нам право называть их молниеносными пневмониями.
Какова причина развития специфических пневмоний после торакопластики? Утверждение Зауербруха, что главной причиной этих пневмоний является аспирация, не находит подтверждения. Мы наблюдали развитие этих пневмоний главным образом после первого, т. е. нижнего, этапа торакопластики, когда условия для аспирации отсутствуют. Быстрота развития этих пневмоний, вся их клиническая и рентгеновская картина заставляют принять то объяснение, которое дает школа Рейнберга, а именно, что в послеоперационном периоде с первых же дней образуется массивный ателектаз и на этой почве развивается пневмония.