Нагноение раны после торакопластики. Искривление пациента после торакопластики
Очень важно своевременно диагносцировать нагноение раны. Поверхностные нагноения распознаются без труда: на месте нагноения обычно имеется покраснение кожи и флюктуация. В этом месте необходимо снять 1—2 шва и раскрыть рану. Глубокие нагноения обнаруживаются не сразу. Иногда у больного наблюдается высокая температура в течение ряда дней, а наружный вид раны остается удовлетворительным.
Отсутствие каких-либо других причин, объясняющих высокую температуру, должно наводить на мысль о развивающемся нагноении в глубоких тканях. Высокий лейкоцитоз подтверждает такое предположение. В этих случаях обязательно широкое раскрытие и хорошее дренирование раны, так как глубокие нагноения представляют для больного очень большую опасность.
Ряд авторов описывает случаи смерти больных в результате длительных глубоких нагноений.
В настоящее время, с введением в практику пенициллина, борьба с этими тяжелыми нагноениями в значительной степени облегчается.
Большие гематомы, расположенные экстраплеврально, обычно не требуют никаких вмешательств, так как в большинстве случаев они рассасываются самостоятельно. Если гематома нагнаивается, необходимо ее опорожнение. Лучше всего это достигается путем введения тонкого дренажа или катетера через то место, куда был вставлен после операции дренаж.
При нормальном послеоперационном течении, если до операции больному не назначался постоянный постельный режим, на 5—6-й день можно разрешить ему вставать и совершать небольшие прогулки по комнате. Раннее вставание уменьшает возможность застойных явлений и способствует лучшему откашливанию мокроты.
Через 2—3 недели после операции больному накладывают давящую повязку: на оперированной стороне туго прибинтовывают плотный валик, давление которого способствует лучшему западению грудной клетки на месте резецированных ребер. Такую давящую повязку накладывают на б—-8 недель, т. е. до окостенения надкостницы удаленных ребер.
Одной из важнейших задач ухода за больными, перенесшими торакопластику, является предупреждение послеоперационных искривлений и полное восстановление функции верхней конечности. У многих врачей и у больных существует такое представление, что торакопластика вызывает уродства и искривления и обязательно ведет если не к полной, то во всяком случае к значительной потере трудоспособности.
Такое мнение следует считать в корне неправильным. Конечно, если больного, который благополучно перенес послеоперационный период, оставить в дальнейшем без надлежащего ухода, то у него обязательно останется искривление, выражающееся главным образом в опущении плеча с оперированной стороны и не в полной мере будет восстановлена функция руки. Если же своевременно применить гимнастику, то никаких искривлений у больного не останется и функция руки будет полностью восстановлена.
Гимнастика эта чрезвычайно проста и заключается в том, что через 10—12 дней после операции (в зависимости от состояния) больной должен начинать постепенно поднимать руку. Больному дают задание — разработать движения руки настолько, чтобы доставать ею ухо противоположной стороны. Время, необходимое для этого, бывает различным и зависит от многих причин, но главным образом от терпения и настойчивости самого больного. В тех случаях, когда послеоперационный период протекал без всяких осложнений и применение гимнастики начинается своевременно, функция восстанавливается скорее. Особенно трудно бывает проводить такую гимнастику и добиваться восстановления функции руки тогда, когда в послеоперационном периоде развивается тяжелое и длительное нагноение. Однако при известном упорстве и настойчивости всегда удается достигнуть положительных результатов.
В заключение необходимо сказать несколько слов об обслуживающем персонале. Если вообще в хирургических учреждениях требуется персонал высокой квалификации, то особенно это необходимо в учреждениях, где широко применяется хирургическое лечение туберкулеза легких. Правильно поставленный послеоперационный уход, особенно за больными, перенесшими торакопластику, является лучшим залогом успеха операции.
Здесь имеет большое значение каждая мелочь: удобно уложить больного, не причиняя ему лишней боли, быстро и ловко приподнять, чтобы дать возможность откашлять мокроту, во-время заметить промокшую повязку и подбинтовать ее, правильно подать больному судно и т. д. Правильный уход за больным в послеоперационном периоде не только избавляет больного от ненужных страданий, но нередко гарантирует от осложнений, подчас очень тяжелых и даже непоправимых.