Пример кровотечения во время операции на легком. Пример кровопотери при резекции легких
Недавно мы оперировали больного М., 43 лет, с опухолью правого легкого. Опухоль высоко распространялась по бронху, и легочная артерия была сдавлена ею. Был вскрыт перикард, и все же легочная артерия не была свободна от сращения. Осторожно почечным зажимом стали выделять легочную артерию внутри перикарда. С задней стенки сосуда началось мощное кровотечение, которое мы зажали пальцами левой руки.
Правой рукой с помощью помощников была освобождена от спаек, лигирована и пересечена верхняя легочная вена. Это дало больший доступ к артерии, и была сделана попытка еще раз обойти ее более проксимально, в глубине средостения. С трудом она была мобилизована и захвачена пальцами. В это время видно было, как сосуд в его разорванной части начинает расползаться поперек. Осторожно была наложена лигатура на проксимальный конец, однако в лигатуру попал не весь просвет сосуда.
Приподнимая тупыми крючками сердце, осторожно, придерживая за лигатуру, боясь, чтобы она не соскользнула, на весь проксимальный конец сосуда был наложен почечный зажим и сосуд лигирован шелковой лигатурой. Таким образом, с кровотечением справились и благополучно окончили операцию. Больной поправился, чувствует себя хорошо.
Особенно мощное и опасное кровотечение возникает при соскальзывании лигатуры с пересеченного сосуда. Такое кровотечение, по существу из полости сердца, мы наблюдали 4 раза, и только в одном случае нам удалось спасти больного.
У этого больного вначале мы остановили кровотечение, введя палец в полость сердца, а затем, захватив культю сосуда вместе со стенкой сердца почечным зажимом, перевязали ее шелковой лигатурой. Операция была закончена перевязкой легочной артерии и верхней легочной вены, из которой и началось кровотечение. Больной благополучно перенес операцию и в удовлетворительном состоянии выписался домой.
Все остальные больные погибли к концу операции, несмотря на остановку кровотечения и обильное переливание крови. Приведем историю болезни одного из них.
Больной А., 50 лет, поступил в клинику 14/XI 1947 г. с жалобами на одышку, сухой кашель, слабость. Больным себя считает с апреля 1947 г.
Рентгеноскопия от 3/ХII: в заднем отделе основания верхней доли и среднем нижней доли отмечены однородные затемнения средней интенсивности. Рентгеновская картина соответствует раку бронха.
Больной с подозрением на рак легкого был взят на операцию пробной торакотомии.
16/ХII — операция. Под эфирно-кислородным наркозом в сочетании с местной анестезией сделан передне-боковой волнообразный разрез. Плевральная полость вскрыта в третьем межреберье. Большое количество спаек между листками плевры. Прощупывается плотная опухоль, интимно спаянная с задней стенкой грудной полости и близко подходящая к средостению. Корень легкого относительно свободен. Перевязаны и пересечены легочная артерия и верхняя легочная вена.
При пересечении нижней легочной вены из-за близкого соседства с опухолью лигатура соскользнула, и началось кровотечение из центрального отрезка. Пришлось захватить сосуд, повндимому, со стенкой предсердия. К этому времени состояние больного резко ухудшилось, пульс перестал прощупываться. После перерыва в операции, обильного вливания крови и глюкозы со спиртом и применения сердечных средств пульс появился, и давление стало несколько выравниваться. Бронх пережат, перевязан в периферическом отделе и пересечен.
Легкое удалено. Культя бронха ушита одним рядом шелковых швов через край и прикрыта медиастинальной плеврой. При зашивании раны состояние больного вновь резко ухудшилось. Пульс исчез. Кровяное давление перестало определяться. Все принятые меры восстановления сердечной деятельности, до введения адреналина в сердце включительно, не принесли результата. Больной умер через 4,5 часа после начала операции. Во время операции перелито 2500 мл крови.
Патологоанатомнческий диагноз. Состояние после операции удаления правого легкого. Рваная, ушитая рана в сердечной сорочке и в области правого предсердия. Лигатура на v. azygos. Резкое малокровие. Острая гиперплазия пульпы селезенки. Гипертрофия правого и левого желудочков сердца.
Гистологический диагноз — хроническая пневмония всего легкого с пневмосклерозом и 2 абсцессами в верхней доле и множественными, преимущественно мелкими, бронхэктазиями.
Таким образом, воспалительный инфильтрат был ошибочно принят за опухоль легкого.