Получение информации о внешнем мире у слепых. Значение слуха для слепого
Действительно, роль зрения необычайно велика в жизни человека, поскольку в центральную нервную систему через зрительный анализатор поступает в 30 раз больше информации о внешнем мире, чем через слуховой. Естественно, возникает вопрос: пополняется ли информация о внешнем мире у слепых людей за счет других анализаторов, а если это так, то в какой степени сохранные органы чувств функционально более совершенны?
Однозначно ответить на этот вопрос, по-видимому, невозможно, так как все люди различаются как по своим биолого-физиологическим возможностям, так и поусловиям воспитания, обеспечивающим тот или иной уровень адаптации. Особенно велика роль зрительного анализатора у детей в развитии их познавательной деятельности. На основе зрительных ощущений у детей возникает понимание первых слов и соотнесение их с реальными предметами, формируются зрительные восприятия и представления, оформляющие эмоциональные переживания в виде адекватных эмоциональных реакций.
Рядом исследователей [Крогиус А. А., Жуковская З. М.] установлено, что активное осязание у слепых отличается большей точностью, чем у зрячих. Это, по-видимому, является объективной реальностью, хотя некоторые авторы [Бирилев А. В., Яковлева Е. А., Burklen] полагают, что возбудимость нервно-мышечной ткани пальцев у слепых и зрячих практически одинакова.
В отношении слуховой деятельности и значения слуха для слепых еще в прошлом веке известный французский тифлопедагог М. Dufour писал: «Слух является для них тем же, чем для нас зрение». Позднее экспериментально было установлено [Крогиус А. А., Бериташвили И. С, Колбая М.], что слепые лучше, чем зрячие определяют направление звука и локализуют его в пространстве.
В этом отношении заслуживает внимания высказывание слепого писателя Мориса де ла Сизеранна: «Жизнь природы и жизнь людей открывается слепому главным образом через посредство слуховых ощущений. Благодаря ему оживают для уха деревья — каждое получает звук, соответствующий своей природе, каждое окрашивается, так сказать, в присущий ему слуховой колорит».
Разнообразные по силе, тембру и направленности слуховые ощущения отражают в сознании слепых сложную динамическую картину внешнего мира и помогает им ориентироваться в окружающей обстановке. При многократных беседах со слепыми нам приходилось наблюдать, как они легко ориентируются в окружающей действительности, легко определяют границы и размеры помещения, в котором находятся, стоящую мебель, число человек, присутствующих в комнате, и т. п. Приходится удивляться, как слепой узнает людей, его окружающих.
По звукам шагов он легко определяет возраст и пол приходящих людей. Слепой юноша, находившийся на лечении у нас в клинике, по звуку шагов, голосу легко узнавал всех медицинских сестер и врачей отделения и даже высказывал довольно точные суждения не только об их возрасте, внешних данных, но и психологических особенностях. Общеизвестно, что голос и речь человека теснейшим образом связаны с эмоционально-интеллектуальной структурой его личности. Каждый голос имеет свой неповторимый музыкальный тембр, в речи отражается эмоциональная настроенность, в структуре речи, богатстве языка — уровень образованности и интеллекта.
Эту связь слепой легко улавливает, подмечая в речи тонкие настроения, особенности мышления, черты характера. А. А. Крогиус пишет, что он был «поражен меткостью характеристики, данной одному из моих знакомых слепой девушкой, с которой он разговаривал в первый раз и которая ничего не могла знать об его личных качествах: «Вы кажетесь мне очень добрым человеком, только в вас есть одна черта, которая мне не нравится, — вы слишком сдержанны и потому многое из того, что думаете, не говорите; может быть, это происходит от излишней деликатности, во всяком случае, вы что-то таите про себя».