Пространственное представление, внимание, память и мышление у слепого
Естественно, может возникнуть вопрос: имеется ли пространственное представление у слепых? В образовании этих представлений, как известно, участвуют слуховые, осязательные, обонятельные и двигательные ощущения. На основании многочисленных экспериментов установлено, что качественное содержание пространственных представлений у слепых и зрячих разнородно. Зрячий представляет себе пространственные соотношения в форме зрительных образов и переводит всякое восприятие пространства на язык зрительных представлений. У слепого существует если не исключительно, то главным образом осязательно-двигательное восприятие пространства. Непосредственно пережить пространственные представления слепой может только воссоздавая их путем психологического анализа и синтеза. Осязательно-двигательные представления слепых более малочисленны, однообразны, бедны, чем у зрячих, и носят более отвлеченный характер.
В представлениях слепых обнаруживаются плохая осведомленность в пространственных свойствах и соотношениях предметов и преобладание слуховых представлений. Слепой прекрасно усваивает словесные обозначения цветов обыденных предметов и стремится постоянно узнавать цвет всех новых встречающихся ему предметов. Представление о совокупности признаков, присущих данному предмету, связывается слепыми в одно целое с представлением о цвете, присущем этому предмету [Крогиус А. А.]. У некоторых лиц, потерявших зрение в раннем детстве, развивается так называемый цветовой (окрашенный) слух. Те или иные звуки, слова, фразы вызывают представление определенного цвета. Этот феномен в значительно меньшем проценте наблюдается и у зрячих.
Например, чем тоньше звук, тем он светлее и приближается к белому, чем гуще — тем больше напоминает черный или красный.
Среди исследователей, изучавших психологию слепых, нет единого мнения о том, как влияет слепота на психическую деятельность человека. Одни полагали, что слепота обостряет внимание, память и улучшает психическую деятельность человека. Другие придерживались противоположного взгляда. А. А. Крогиус, Burklen находили у слепых повышенную способность управлять своим вниманием и способность к усиленной концентрации его. А. М. Зимкина и соавт. в эксперименте установили, что у слепых объем внимания расширен за счет того, что в сознании слепого в каждый данный момент отражаются явления и свойства предметов, которые для зрячих остаются незамеченными. В то же время S. Haus на основании обследования слепых детей пришел к выводу, что снижение зрения отрицательно влияет на качество внимания, приводя к его быстрому истощению и снижению продуктивности.
Многие авторы отмечают исключительное развитие памяти у слепых. Б. И. Коваленко, А. А. Крогиус, М. Г. Дохманов, М. И. Земцова подчеркивают особую способность слепых удерживать слова и выражения, хорошую музыкальную память.
Многие исследователи отмечают, что слепые часто обнаруживают наклонность к отвлеченному мышлению, в значительной степени обусловленному недостаточностью непосредственного чувственного (преимущественно зрительного) опыта и преобладанием словесных представлений. К такому же мнению приходят исследователи более позднего времени [Cremieux А., Alliez J., Szersnovier L.]. Следует, однако, отметить, что неправильное воспитание и неблагоприятная социальная микросреда могут тормозить умственное и духовное развитие слепого.
Это наблюдается в первую очередь тогда, когда окружающие относятся к нему недоброжелательно-холодно, подчеркивают дефектность, неловкость, а в ряде случаев неспособность слепого к той или иной деятельности. В результате у него развивается угнетенно-подавленное настроение, утрачивается интерес к какой-либо деятельности, он становится вялым, равнодушным. Не меньшее отрицательное воздействие оказывает гиперопека слепого, способствующая развитию безынициативности, инертности и безволия. Особенно важным в плане интеллектуального развития слепого является живое умственное общение с ним.
Частые разговоры, вопросы, обмен мнениями являются мощными стимулами умственного развития. Огромное значение для слепого имеют книги, поскольку они вводят его в окружающий мир во всем его многообразии, знакомят с людьми, наукой, культурой, техникой, социальными и мировоззренческими вопросами Все это расширяет и углубляет духовный мир слепого.