Реабилитация после травмы связок голеностопного сустава и физиотерапия при них
По прошествии 5—7 дней после ликвидации острых явлений травмы, несмотря на гипсовую фиксацию, артистам рекомендуют упражнять здоровую конечность, делая профессиональные движения типа малых батманов (fondu, frappe и др.), затем больших батманов (бросание прямой ноги в сторону, вперед и назад на 90°) лежа в постели.
Артисты балета должны заниматься утренней гимнастикой и лечебной гимнастикой для мелких суставов и мышц, а затем для более крупных групп мышц и суставов. Для больной конечности используют скользящие поверхности для включения и комплекс мышц бедра. Назначают тренировку мышц голени в гипсе в виде активных ритмических сокращений, что является профилактикой атрофии. Гимнастика показана со 2—3-х суток после травмы.
Во втором периоде, кроме лечебных упражнений для голено-стопного сустава, вводится класс, т. с. исполнение профессиональных движений. В третьем периоде артистам балета показан полный комплекс профессиональных движений. После снятия гипсовой лонгеты назначают массаж голени и стопы, занятия гимнастикой.
Физические методы лечения занимают важное место в системе восстановления балетной формы и способствуют быстрейшему возвращению к сценической деятельности. В травматологии и ортопедии эти методы достаточно полно разработаны и внедрены в практическую медицину А. С. Мартене.
В ее многочисленных трудах освещены физические методы лечения с целью воздействия на процессы рассасывания кровоизлияний, выпота, на развивающийся посттравматический реактивный воспалительный процесс, болевой синдром, на процессы регенерации тканей и на местные нейротрофпческио процессы и кровообращение. В ранние периоды артистам балета назначается УВЧ через гипсовую повязку для снятия реактивного отека. После снятия гипсовой лонгеты показаны диадинамические токи с целью снятия болевого синдрома и улучшения трофики тканей.
Кроме того, назначают электрофорез новокаина и хлорида кальция или йодида калия для снятия отека, парафино-озокеритовые аппликации, отсасывающий массаж голени и стопы.
А. С. Мартене разработала и внедрила метод фонофореза кортикостероидов (преднизолон, гидрокортизон и др.) с помощью ультразвуковых колебаний, который при лечении последствий травм у артистов балета дает более высокий терапевтический эффект. В течение восстановительного периода артист балета находится под наблюдением врача диспансера, где ему по мере восстановления балетной формы даются соответствующие рекомендации по нагрузке—через 3 нед посещение класса, занятия у станка в течение 2 под, затем адажио на середине зала 1—2 нед и в конце концов аллегро в течение 2 нед.
После этого разрешается посещение репетиций (с эластичным бинтом). Только после восстановления балетной формы артист балета вводится в спектакль. Срок нетрудоспособности при повреждениях связок II степени 35 — 50 дней.
При изучении отдаленных результатов через 2—5 лет ни у одного артиста не обнаружено неустойчивости сустава и каких-либо жалоб па боли и нарушение функции. Длительный срок иммобилизации и нетрудоспособности необходим для полного срастания связок, ликвидации кровоизлияний, которые могут давать осложнения в виде уплотнений тканей, параартикулярных оссификатов.