Ошибки и осложнения лечения заболеваний стопы у танцоров
Для постановки правильного диагноза повреждения или заболевания стопы следует знать анатомическое расположение всех структур стопы, тщательно собрать анамнез и провести обследование стопы, установив точную локализацию болевых ощущений. В заключение обследования необходимо произвести рентгенограмму в двух проекциях. Полное обследование больного гарантирует от диагностических ошибок.
Следует отметить, что у артистов балета имеют место травмы н заболевания стоп, которые у лиц других профессий почти не встречаются: это повреждение капсульно-связочного аппарата межфалапговых суставов и вывихи в них, рабочая гипертрофия кортикального слоя плюсневых костей, которая иногда принимается за опухолевый процесс; наличие сверхкомплектных косточек, которые могут быть приняты за переломы или отрывы костных фрагментов; параоссальный оссификат первого плюсне-фалангового сустава на почве хронической травматизации, который принимается иногда за отрыв костной ткани; перестроечный процесс костей предплюсны, который принимается за перелом кости.
Тактические ошибки при диагностике и лечении травм и заболеваний стоп у артистов балета не так уж редки. Следствием этих ошибок является неуточненный диагноз или незнание анатомо-профессиональных особенностей.
Так, при переломах плюсневых костей со смещением решают вопрос в пользу консервативного метода лечения, тогда как артистам балета необходимо точное анатомическое сопоставление отломков из-за прохождения через них оси нагрузки во время танцев на пальцах и полупальцах.
При повреждениях связок стопы и межфалангового связочно-капсульпого аппарата не накладывают гипсовую повязку, тогда как при обнаружении многодольчатости сесамовидной кости или параоссального оссификата накладывают гипсовые повязки, принимая их за переломы.
При вальгусной деформации большого пальца стопы артистам балета в период сценической деятельности предлагают оперативное лечение. Эта деформация является приспособительной для исполнения танцев в узкой обуви, поэтому в период сценической деятельности оперативное лечение не показано. В этот период необходимо рекомендовать профилактические мероприятия для предупреждения дальнейшего искривления пальца. Ото поролоновые прокладки в первый межпальцевой промежуток, поперечные супинаторы в повседневную обувь. Во время танцев также рекомендуется поролоновая прокладка в первый межпальцевой промежуток.
При тендовагинитах необходимо знать анатомию сухожилий и их влагалищ, а при вросшем ногте на пальцах стопы не следует его удалять оперативным путем, так как это на длительный срок лишает артиста сценической деятельности. Ногтевая пластинка у артистов балета предохраняет мягкую основу пальца от травмирования во время положения стопы на пальцах. Лечение у них вросшего ногтя в основном консервативное. При развившемся воспалительном процессе ногтевую пластинку удаляют полностью или частично в зависимости от развития процесса. Удаление всей ногтевой пластинки при одностороннем воспалительном процессе является ошибкой.
Остеохондропатию головки плюсневой кости принимают часто за воспалительный процесс, чаще всего туберкулезный. Следует помнить о возрасте больных, нагрузке, которая падает в этом возрасте на учащихся хореографических училищ.