Под названием «барофункция» или «барочувствительность» уха подразумевается его способность реагировать на колебания внешнего давления. Лабиринт чувствителен к периодическим и непериодическим колебаниям давления; барабанная перепонка служит приемником звуков и одновременно реагентом на перепады давления.
Барабанная полость, наполненная воздухом, соединяется с внешней атмосферой евстахиевой трубой, зияющей только в момент глотания или стойко при некоторых патологических процессах; так как барабанная полость отделяется от наружного слухового прохода податливой барабанной перепонкой, то колебания внешнего давления могут легко вызывать такие же перемены давления в барабанной полости и через лабиринтные окна также в лабиринте. То же самое происходит, конечно, и при колебаниях звукового давления, но там чередуются плюс и минус с большей быстротой, зато в большинстве случаев с незначительной амплитудой, в то время как непериодические сдвиги в давлении атмосферы совершаются медленно, но достигают при этом значительной величины. Ухо начинает ощущать изменение такого давления при плюс или минус 1—5 мм ртутного столба (это порог ощущения); следовательно, этот вид чувствительности грубее, чем слуховая, где пороги на уровне частоты 2000 кол/сек соответствуют давлению, исчисляемому десятитысячными долями бара.
Подобно тому как на аудиограммах наносится линия порогового уровня, кривая уровня болевых ощущений и кривая травмы, так на диаграмме барофункции можно изобразить пороговую кривую, кривую боли и кривую травмы, но только в этом случае на оси абсцисс отмечается уже не высота тонов (так как барораздражитель не связан с периодичностью), а другой какой-либо фактор, влияющий на динамику бароощущений, например быстрота нарастания давления, возраст исследуемых, степень тренировки и т. д. Уровень боли соответствует силе давления, достигающей приблизительно 30 мм ртутного столба, а уровень травмы —100 мм. При медленном нарастании давления порог травмы повышается; иногда при постепенном увеличении давления барабанная перепонка выдерживала давление до 1 атм. и более. Порогом абсолютной травмы, так же как и для слуховых диаграмм, считается тот уровень (полоса) давления, при котором может нарушиться целость барабанной перепонки независимо от быстроты нарастания давления.
При понижении давления пороговые величины приближаются к только что указанным — порог ощущения равен минус 1 мм и т. д. Выравнивание давления в барабанной полости происходит при открывании евстахиевой трубы, когда наружное давление проникает со стороны носовой полости в барабанную полость и уравновешивает избыток или недостаток давления в наружном слуховом проходе. Труба открывается в связи с глотательным актом, произвольно совершающимся или автоматически. Возможность медленного выравнивания давления может зависеть от диффузии воздуха через неповрежденную барабанную перепонку (Р. А. Засосов) или же от накопления в барабанной полости транссудата, который возмещает недостаток давления в ней. Если эти нейтрализаторы не успевают действовать вовремя, чтобы предотвратить действие давления, то вызываются определенные расстройства.
Патологические процессы в трубе и носоглотке, где находится ее устье, могут нарушать вентиляцию барабанной полости и, следовательно, ее приспособляемость к колебаниям давления. Если же имеется стойкая перфорация перепонки, то давление передается непосредственно на лабиринт через его окна. Так как и сама слуховая функция является по существу разновидностью барофункции, то легко понять, что и непериодические колебания атмосферного давления могут отражаться на состоянии слуха. Во-первых, потому, что степень натяжения барабанной перепонки под влиянием (как плюс, так и минус) давления небезразлична и для передачи звуковых колебании из окружающей среды к внутреннему уху, и, во-вторых, потому, что под действием изменяющегося положения барабанной перепонки изменяется режим лабиринтного давления.
Для демонстрации указанной зависимости применяют следующий опыт (с использованием костной проводимости): если закрыть пальцем наружный слуховой проход, слегка лишь прикасаясь к его отверстию, то звук камертона, приставленного к темени, кажется усилившимся (действие резонанса); если же сильно вдавить палец в отверстие слухового прохода и этим повысить давление в наружном слуховом проходе (а через посредство барабанной перепонки и цепи косточек—в лабиринте), то звук камертона ослабевает.