Две основные задачи специалиста по хирургии уха включают: диагностику, понимание того, как патологические изменения в структурах наружного и среднего уха приводят к потере слуха, а также хирургическое лечение наружного и среднего уха, пораженных заболеванием, чтобы обеспечить практически нормальное механическое и акустическое функционирование.
Авторы считают, что базовые знания о нормальной физиологии здорового уха и патологической физиологии пораженного уха, необходимы для правильной диагностики и хирургического лечения отиатрических заболеваний. В отдельных статьях на сайте приводится обзор некоторых фундаментальных принципов акустики, которые имеют отношение к передаче звука в нормальном и пораженном ухе, а также ухе, подвергнувшемся реконструктивной хирургии.
Обзор сфокусирован на механике среднего уха, и не включает физиологические аспекты газовой среды среднего уха или статического давления воздуха. Не претендуя на полное раскрытие темы, статьи на сайте являются скорее руководством, предназначенным в первую очередь клиницистам.
История отиатрии, аудиологии и акустики была описана несколькими авторами. Ниже вашему вниманию предлагается исторический обзор ключевых событий.
Древнегреческие врачи (V век до н.э.) знали о существовании барабанной перепонки и полости среднего уха. Греки считали среднее ухо пространством, являющимся вместилищем слуха. Гален (131-201 гг. н.э.) описал слуховой нерв, однако посчитал, что он берет свое начало в среднем ухе. Эпоха Ренессанса ознаменовалась появлением нескольких великих анатомов, детально описавших ухо.
Везалий в 1543 г. описал молоточек и наковальню. В 1546 г. Джованни Филиппо Инграссиас (итальянский врач и анатом, прозванный «сицилийским Гиппократом», ученик Везалия) описал стремечко, а также овальное и круглое окно. В 1561 г. Фаллопий дал названия улитке, лабиринту и каналу лицевого нерва. Евстахий в 1564 г. впервые описал слуховую трубу, носящую в настоящее время его имя.
Эти анатомические открытия позволили в 1566 г. Койтер (Coiter) сформулировать основы передачи звука через ухо, которые позднее более полно были описаны Дювернеем (Durveney) в 1683 г. Ни Койтер, ни Дюверней не оценили импеданс среднего уха, так как оба считали, что внутреннее ухо заполнено воздухом.
То, что лабиринт содержит жидкость, было открыто Меккелем (Meckel), который в 1777 г. продемонстрировал, что замороженные височные кости были всегда заполнены льдом. Макроскопические структуры внутреннего уха, впервые были описаны Корти (Corti) в 1851 г., а в 1892 г. последовало описание волосковых клеток и их иннервации волокнами слухового нерва Ретциусом (Retzius).
Гельмгольц в 1868 г. положил начало современной физиологии слуха, определив принципы феномена импеданса и изучив, как ухо обеспечивает эту функцию.
Поставив проблему согласования передачи звука от воздуха, обладающего низким сопротивлением, к заполненной жидкостью улитке, обладающей высоким сопротивлением, Гельмгольц задумался о трех составляющих, посредством которых может происходить трансформация механического давления: рычаг действия, который возникает от формы барабанной перепонки, рычаговый эффект слуховых косточек и гидравлическое воздействие относительно большой барабанной перепонки на маленькую подножную пластинку стремени.
В XX веке многие исследователи расширили, исправили или уточнили эти основные понятия. Значительный вклад в наше понимание механики среднего уха внесли Нобелевский лауреат Georg von Bekesy, а также Ernst Glenn Wever, Merle Lawrence, Juergen Tonndorf, Shyam Khanna, William Peake, Richard Goode, Aage Moller, и Josef Zwislocki. Результаты клинических наблюдений и развитие хирургии, способствовавшие физиологическим исследованиям, также рассматривали вопросы нарушения звукопроведения при заболеваниях среднего уха и восстановления слуха при патологии среднего уха после тимпанопластики и стапедэктомии.
Видео анатомия уха - наружного, среднего, внутреннего