Эксудация после экстраплеврального пневмоторакса. Эксудат экстраплеврального пневмоторакса
Кровотечение наблюдается не очень часто — приблизительно в 8—10% всех случаев экстраплеврального пневмоторакса.
Даже в тех случаях, когда удается, в конце концов, создать хороший пневмоторакс, имеется склонность полости к сморщиванию, что заставляет рано применять олеоторакс.
Второе осложнение, наблюдающееся в послеоперационном периоде экстраплеврального пневмоторакса, — это образование экссудата. Однако, ввиду того что образование экссудата обычно сопутствует каждому экстраплевральному пневмотораксу, осложнением его следует считать только тогда, когда развитие экссудата отклоняется от обычных в этих случаях размеров.
Шмидт указывает, что в некоторых случаях совершенно не бывает экссудата. Он называет эти случаи сухой полостью и считает, что это наблюдается главным образом тогда, когда операция производится по абсолютным показаниям. Большинство авторов считает, что сухих полостей не бывает, и мы на своем материале также никогда не видели их; бывали иногда очень небольшие экссудаты, требовавшие одного-двух отсасываний, но сухих полостей не было.
Развитие экссудата начинается очень быстро: уже на следующий день после операции рентгенологическое исследование устанавливает довольно высокий уровень жидкости. Конечно» это не только экссудат, но и скопившаяся в полости кровь. Насколько в первые дни экссудат оказывает благоприятное действие, поддерживая легкое в спавшемся состоянии и даже способствуя в силу своей тяжести некоторому увеличению полости пневмолиза, настолько же неблагоприятное влияние может оказывать экссудат, существующий длительное время, и особенно большой, так как он вызывает симптомы сдавления органов средостения и способствует облитерации плевральной полости.
Поэтому с самого начала должны применяться соответствующие меры. За очень редкими исключениями (только тогда, когда экссудат очень мал), следует через 2—3 суток отсосать по возможности весь экссудат и ввести 75—100 см3 воздуха, не доводя давление в полости до высоких положительных цифр. Дальнейшие отсасывания зависят от быстроты накопления и количества экссудата. Конечно, здесь не может быть дано никакой схемы. При совершенно нормальном послеоперационном течении достаточно бывает двух-трех отсасываний экссудата, чтобы произошло полное его рассасывание и полость стала сухой. В других случаях экссудат упорно накапливается и приходится многократно его удалять.
В этих случаях чаще всего наблюдается облитерация экстраплевральной полости, и иногда обычными методами отсасываний и поддуваний предотвратить этот процесс невозможно. Поэтому в таких случаях в целях сохранения коллапса легкого лучше всего переводить экстраплевральный пневмоторакс на олеоторакс.
Иногда наблюдаются так называемые рецидивирующие экссудаты: в полости, которая уже некоторое время была сухой, вдруг снова появляется небольшое количество экссудата, причем это сопровождается небольшим повышением температуры. Как показывают наблюдения, природа таких рецидивирующих экссудатов туберкулезная, и бактериологическое исследование их каждый раз это подтверждает.
Характер экссудата в первые дни бывает серозно-геморрагическим. Большей частью геморрагический характер экссудата бывает резко выражен, что указывает на продолжающееся кровотечение. При нормальном течении экссудат постепенно становится светлее и, наконец, переходит в чисто серозный экссудат, в дальнейшем совершенно рассасываясь.
При нормальном течении процесса экссудат рассасывается полностью в течение 2—3 недель, после чего полость пневмоторакса делается сухой. В других случаях рассасывание экссудата происходит медленнее, причем поддувания могут вызывать новое нарастание экссудата.