Длительность искусственного пневмоторакса. Сочетание пневмоторакса и торакомиопластики
Через какой промежуток времени после наложения искусственного пневмоторакса следует приступать к торакопластике? Предварительно необходимо убедиться в том, что пневмоторакс располагается так, что его влияние распространяется если не на все легкое, то во всяком случае на большую его часть. По нашим наблюдениям, срок этот должен быть не меньше месяца. Если пневмоторакс не вполне эффективен из-за сращений, доступных пережиганию, то необходимо их пережечь до торакопластики.
Что касается показаний к этому вмешательству, то мы считаем его наиболее показанным при двустороннем туберкулезе, когда на одной стороне имеется распространенный или ограниченный фиброзно-кавернозный процесс с облитерацией плевральной полости и когда искусственный пневмоторакс или совсем не применялся из-за облитерации плевральной полости, или применение его было непродолжительно вследствие неэффективности, или, наконец, когда после прекращения пневмоторакса процесс снова возобновился.
На другой стороне должен быть свежий процесс типа очагового или ограниченного инфильтративного без явлений деструкции, когда непродолжительное применение искусственного пневмоторакса может привести к рассасыванию очагов или когда небольшой искусственный пневмоторакс представляет собой мероприятие, предупреждающее прогрессирование процесса после торакопластики. При наличии двустороннего распространенного фиброзно-кавернозного процесса это вмешательство противопоказано; в таких случаях требуется большой лечебный пневмоторакс, что исключает возможность торакопластики, ибо недостаточность дыхательной поверхности приведет к тяжелой одышке и заставит или совсем отказаться от пневмоторакса, или довести его до такого состояния, когда он не может дать никакого эффекта.
Принимая во внимание всю серьезность этого комбинированного вмешательства, следует подвергать больных особенно тщательному исследованию, всегда помня, что торакопластика представляет собой необратимое вмешательство. Наличие достаточно выраженной одышки, которая при одностороннем процессе не являлась бы противопоказанием к торакопластике, здесь служит тем моментом, который решает вопрос о вмешательстве в отрицательном смысле.
К состоянию сердца также нужно относиться несколько строже, чем при обычной торакопластике, а потому и возрастные показатели должны быть иные. В остальном остаются в силе те показания и противопоказания, которыми мы руководствуемся при решении вопроса о торакопластике.
Из особенностей послеоперационного периода по сравнению с обычной торакопластикой следует отметить возможность тяжелой одышки, требующей иногда срочного удаления избытка воздуха из плевральной полости. Такую одышку приходится наблюдать главным образом после второго этапа торакопластики.
Если после обычной торакопластики мы стремимся возможно скорее поднять больного с постели, то при комбинированном вмешательстве следует выдержать больного в постели более продолжительное время — до тех пор, пока он не приспособится к уменьшенной дыхательной поверхности.
Наконец, о последующем лечении больного. Если для каждого больного, перенесшего торакопластику, является обязательным длительное консервативное лечение предпочтительно в санаторных или климатических условиях, то это особенно необходимо для больных, перенесших комбинированное вмешательство. Обычно мы выдерживаем таких больных в санатории более продолжительное время и по возможности отправляем их на 1,5—2 месяца на юг для климатического лечения. Это дает им возможность закрепить результаты операции и приобрести необходимую устойчивость.