Справедливость требует отметить большую заслугу Н. В. Антелава, который первым в Советском Союзе стал применять и пропагандировать ограниченную торакопластику. Им разработан целый ряд вариантов селективной торакопластики, описание которых будет дано ниже.
Необходимо также упомянуть о той большой роли в развитии ограниченной торакопластики, которую сыграла клиника проф. В. Л. Эйниса, отличавшаяся всегда выраженным физиологическим направлением. В. Л. Эйнис и возглавлявший хирургическое отделение его клиники Б. М. Гармсен прекрасно учли, как важно для туберкулезного больного сохранение непораженных участков легкого.
В настоящее время имеется ряд вариантов частичной торакопластики, начиная от верхушечной, ограничивающейся 2—3 ребрами и кончая расширенными торакопластиками с резекцией 7—8 ребер. Нередко эти варианты не представляют чего-либо оригинального и отличаются друг от друга только направлением разреза, но несомненно, что каждым автором руководила одна и та же мысль—учесть размеры поражения и топографию каверны.
Однако к каждой торакопластике мы должны предъявлять еще одно требование — это наименьшая травматичность и наиболее легкий и доступный в техническом отношении подход. В этом отношении многие авторы сильно грешат, предлагая варианты, чрезвычайно трудные в техническом отношении. Интересно отметить, что если сравнить результаты, получаемые при различных вариантах частичной торакопластики, то они будут приблизительно одинаковыми, с небольшими отклонениями в ту или другую сторону. Это дает право каждому хирургу выбирать метод, наименее сложный в техническом отношении.
Мы считаем, что обычная задняя торакопластика должна применяться наиболее часто, так как каверны в подавляющем большинстве случаев располагаются ближе кзади. Однако в тех случаях, когда торакопластика предпринимается по поводу больших каверн или каверн, расположенных медиально, даже если они прилежат кзади, одной задней торакопластики бывает недостаточно и приходится удалять также передние отрезки верхних ребер.
Значительно реже каверны располагаются ближе к передней грудной стенке, и тогда, конечно, никакая задняя торакопластика не может дать полных результатов. Денк и Доманик на трупах искусственно создавали отверстия в различных местах легких и затем производили торакопластику. При расположении этих отверстий в заднем отделе легкого задняя торакопластика давала полное спадение этих отверстий, при переднем же их расположении полного спадения после задней торакопластики не получалось.
Таким образом, при выборе варианта верхней торакопластики правильное определение месторасположения каверны имеет решающее значение для успеха операции.
В дальнейшем изложении мы не будем описывать все предложенные варианты верхней торакопластики, а укажем только те из них, которые отвечают всем требованиям, предъявляемым к верхней торакопластике, или которые послужили основой для разработки наиболее целесообразных вариантов.