Повреждения печени у детей. Частота разрывов печени у детей
Наибольшее число детей было с повреждениями печени II и III степени, значительно реже I и IV. Повреждения IV степени наблюдались у детей с тяжелыми комбинированными травмами, часто несовместимыми с жизнью. При повреждениях I степени, особенно Iа степени, когда у детей образуются различные по размеру и локализации гематомы (вследствие консервативных мероприятий), больных чаще всего не оперируют и выписывают из стационара с диагнозом ушиб живота, ушиб печени.
Размеры субкапсулярных или внутрипеченочных гематом в этих случаях могут быть самыми разнообразными — от мелких, точечных кровоизлияний до обширных центральных гематом. Последние возникают в результате массивного сдав-ления органа, что чаще всего бывает у детей с тяжелой комбинированной травмой, которая и служит причиной смерти.
Описываемые у взрослых больных двухфазные («запоздалые», «вторичные» или «двухмоментные») разрывы печени, образующиеся по прошествии некоторого срока после травмы в результате повторной травмы живота или же продолжающегося некроза в паренхиме печени, у детей наблюдаются очень редко.
Повреждения 16 степени в виде единичных трещин капсул лы отмечены у 5 больных. У 2 детей трещины располагались на нижней поверхности левой доли, у 2 — в области хвостатой доли (Spigeli), и у 1 ребенка — на нижней поверхности правой доли. У 1 ребенка, у которого разрыв капсулы произошел в области левой доли, отмечался сочетанный разрыв сальника с повреждением его сосудов, в результате чего клиника внутрибрюшного кровотечения была особенно отчетлива и не вызывала сомнений. У всех больных трещины носили линейный характер с умеренным кровотечением из них во время операции. Оперативное вмешательство во всех случаях было минимальным и ограничивалось наложением единичных швов на капсулу.
Наибольшее число больных детей было оперировано по поводу повреждений печени II степени, т. е. с разрывом капсулы и паренхимы печени.
Наиболее часто разрывы печени II степени находились на верхней поверхности правой доли (16 детей). Значительно реже они переходили с верхней поверхности на нижнюю, и у 1 ребенка разрыв доходил до квадратной доли. Это объясняется более крупными размерами правой доли при сравнительно малой защитной роли мышц передней брюшной стенки и правой реберной дуги. Разрывы печени у большинства детей имели вид зияющих ран различной глубины (иногда носили сквозной характер), с неровными краями, переходящих чаще всего в поверхностные трещины. Разрывы II степени у всех детей сопровождались значительным внутрибрюшным кровотечением, что служило прямым показанием к оперативному вмешательству.
Повреждения печени III степени в виде отдельных фрагментации печеночной ткани наблюдались у 9 детей. Как правило, они образовывались вследствие приложения к органу значительной травмирующей силы (удары выступающими деталями транспорта, крупными предметами и др.). В большинстве случаев это были комбинированные травмы, сопровождавшиеся симптомами шока, и травмы ЦНС, часто последние превалировали. Дети с подобными повреждениями были оперированы при нарастании анемии, несмотря на проводимую значительную кровезамещающую терапию.
Повреждения IV степени (размозжение отдельных участков или долей печени) возникают в результате тупой травмы значительной силы. Участки размозжения печеночной ткани представляют собой кашицеобразную массу, состоящую из отдельных кусочков паренхимы и обрывков капсулы Глиссона. Часто подобные повреждения определяются при вскрытии, значительно реже — на операционном столе.