Причины разрыва селезенки у детей. Морфология разрывов селезенки
Н. Н. Березниговский (1916) писал, что Кон причину такого расположения трещин селезенки видел в неодинаковой прочности селезеночной капсулы и паренхимы в различных направлениях — прочность в продольном направлении превышает прочность в поперечном в 1,5 раза за счет большого числа соединительнотканных тяжей.
Чаще всего селезенка разрывается по ходу соединительнотканных волокон, а не поперек их. Так, поперечное расположение разрывов определено нами у 42 детей; из них у 36 имело место косопоперечное расположение, у 4 направление разрывов было продольным (у 2 звездообразной формы). Одиночные разрывы отмечены у 31 ребенка, множественные — у 18.
Количество разрывов (трещин) было прямо пропорционально характеру механизма травмы и степени повреждения органа. Так, при изолированных повреждениях селезенки, а следовательно, при преобладании механизма прямого удара чаще наблюдались единичные разрывы, а при сочетанных и комбинированных повреждениях единичные и множественные разрывы встречались одинаково часто.
Разрывы III и IV степени в виде разрывов селезенки на части, отрывов полюсов, отрыва органа от сосудистой ножки и размозжения имели место у 31 ребенка. Как правило, такие повреждения возникали при тяжелых степенях травмы, причем разрушение органа достигало в ряде случаев такой степени, что селезенка была представлена лишь участком паренхимы вокруг сосудистой ножки, остальные же части органа обнаруживались в брюшной полости в виде разнообразных по форме и величине фрагментов, находящихся иногда на значительном расстоянии от ложа селезенки. При размозжении ткань селезенки представляла кашицеобразную массу, состоящую из мелких кусочков паренхимы и капсулы.
С целью выяснения обширности зоны повреждения паренхимы при разрывах ее у детей и выработки рекомендаций для применения того или иного вида оперативного вмешательства нами было проведено микроскопическое исследование ткани селезенки, взятой как из области разрыва, так и в пределах макроскопически неизмененных частей ее на различных расстояниях от места повреждения у 15 больных. У всех 15 больных была произведена спленэктомия.
При гистологическом исследовании препаратов обнаруживался большой участок разрушения ткани с кровоизлияниями неправильной формы. Граница повреждения нечеткая, в краевых отделах имеется неравномерно выраженная лейкоцитарная зона. На отдельных участках граница представлена бесклеточной гомогенной узкой полоской. В ткани, прилежащей к зоне повреждения, отмечается пролиферация ретикулярных клеток.
Встречаются сосуды с утолщенными стенками — явления пролиферации элементов эндотелия и адвентиции. Стенки некоторых сосудов гомогенизированы — изменения типа фибриноидного некроза. Кроме описанных изменений, в ткани, прилежащей к фокусу повреждения, наблюдались также отек, неравномерная клеточная инфильтрация круглоклеточными элементами.
Среди последних преобладали лимфоциты и в меньшем количестве встречались плазматические клетки. В участках ткани селезенки, отдаленных от участка повреждения, были обнаружены гиперплазия фолликулов, явления отека стромы, пролиферация ретикулярной ткани, кровеносные сосуды с утолщенными, с набухшими гомогенизированными стенками (фибриноидный некроз).
На основании проведенных гистологических исследований удаленных селезенок с травматическими разрывами мы убедились, что в месте разрыва ткани селезенки имеется участок разрушения с кровоизлияниями и неравномерной отграничивающей зоной. В прилежащих и в удаленных участках селезенки от очага ее повреждения, даже в пределах макроскопически нормальной ткани, отмечаются очаговые изменения в виде отека и полнокровия стромы, фокусов ишемии, а также поражения со стороны кровеносных сосудов.
Описанные изменения могут быть следствием непосредственного повреждения селезеночной ткани или результатом развивающихся после травмы расстройств крово- и лимфообращения и нарушения трофической функции ткани.