Тактика врача при плохом обращении с пациентом. Пациенты с жестоким обращением
Врач, вызванный для осмотра лица, лишенного свободы, или же для обеспечения ему врачебного ухода, не может прямо или косвенно, или даже одним своим присутствием, содействовать или покрывать посягательство на физическую или умственную неприкосновенность этого лица, или на его достоинство.
Если он констатирует, что это лицо подверглось насилию или дурному обращению, он должен, при согласии на то заинтересованного в этом лица, информировать об этом судебные власти.
Однако, если речь идет о лицах, упомянутых во втором абзаце статьи 44, то согласие заинтересованных лиц не является необходимым.
Есть другая категория лиц, равным образом находящихся в опасности: лица, лишенные свободы, ставшие жертвами жестокого обращения. Начиная с 1970-х годов, Кодекс деонтологии уточняет образ действия, которому должен следовать врач в подобной ситуации.
Нюренбергский процесс и, еще более, те, которые последовали за ним, должны были ознакомить всех с действиями сбитых с толку и даже ставших пособниками пыток врачей. Можно было бы надеяться, что такие отклонения более не повторятся, однако, к сожалению, множество фактов свидетельствуют об их живучести, даже в наиболее развитых обществах, в периоды беспорядков.
В 1995 г. первоначальный текст этой статьи был сохранен, однако приобрел два показательных прибавления:
1. Теперь Кодекс деонтологии имеет в виду не только практикующего врача, «вызванного или востребованного», но всякого врача, «привлеченного к обследованию этого лица» (либо в рамках текущего поручения, данного ему постфактум, либо в рамках обыкновенной консультации).
2. Если речь идет о лице, не достигшем возраста пятнадцати лет, или о всяком лице, которое «не в состоянии защититься ввиду своего возраста или своего физического или психического состояния», информирование судебной власти обязательно даже без согласования с заинтересованным лицом, в соответствии с новыми положениями уголовного Кодекса. Проинформированной судебной власти предстоит оценить тяжесть вытекающих из этого последствий.
Согласие с этическими и деонтологическими принципами, столь же основательно изложенными, распознается без затруднения. Может ли его проведение в жизнь привести к непослушанию? Излишне просто было бы привести в пример практикующего врача, перед которым возникла столь мучительная проблема, требующая принятия им собственного решения «по совести». Ни политическое давление, ни общественные страсти не должны возобладать в подобных обстоятельствах. Напротив, мнение лиц, чья компетенция, здравомыслие и независимость признаны, может быть большой опорой. Искренний врач не должен рисковать, беспокоясь о соблюдении этой статьи Кодекса. В случае необходимости он предоставит Ассоциации право наблюдать за ее выполнением.
Практикующие врачи, действующие в рядах пенитенциарной администрации, освобождаются отныне от государственной больничной службы, независимость которой традиционна. Основной миссией этих врачей, подчиняющихся единственно своим профессиональным обязанностям, является содействие большей доступности медицинского обслуживания, даже если это предполагает деликатные преобразования традиционных положений. Собственный Кодекс деонтологии армейских врачей принимает во внимание те же этические принципы.
Статьи 11-18 более узко трактуют обязанности врача перед обществом, в котором он живет.