Оказание помощи врачом. Полномочия врача перед пациентом
Врач должен выслушивать, осматривать, консультировать или лечить с одинаковой добросовестностью всех людей, каким бы ни было их происхождение, нравы, семейное положение, принадлежность или не-принадлежность к той или другой этнической группе, национальности или определенной религии, их состояние и уровень здоровья, их регистрация и чувства, которые он может испытывать по отношению к ним. Он должен оказывать им помощь при всех обстоятельствах. И не должен никогда отказываться от корректного и внимательного отношения к осматриваемому лицу.
В этой статье глубоко переплелись мораль, психология и деонтология. Новая редакция вновь восстанавливает, удачно развивая, редакцию 1979 г. и вновь подчеркивает гуманистическую концепцию любой медицины, в том числе и технической. Такова современная версия пастеровского высказывания: «Я тебя не спрашиваю ни о твоем племени, ни о твоей религии, ни о твоем происхождении. Расскажи мне только о своей боли».
Это остается безусловным правилом, даже в случае гражданского конфликта или войны.
Статья, сверх того, имеет «экуменический оттенок»: не правда ли, образ действий «корректный и внимательный по отношению к осматриваемому лицу» является ничем иным, как заботой об уважении его достоинства, о признании его своеобразия и об уважении избранного им образа жизни? Исходя из своих философских или религиозных убеждений, врач не может навязывать свою веру и вытекающие из нее следствия своим пациентам. Последующие статьи уточняют образ действий врача в тех случаях, когда здоровье пациента подвергалось опасности из-за убеждений окружения.
Кодекс остерегается наделять врача властью принимать решения за пациента (за исключением крайне неотложных случаев или если пациент находится в бессознательном состоянии). Зато он возлагает на практикующего врача обязанность консультировать своего пациента терпимо: это равно справедливо как для обычных терапевтических осмотров, так и для так называемых дополнительных. Уважение к личности отражено в деонтологии в виде осуждения любого проявления врачебного диктата.
Текст не ограничивается формулировкой моральных теоретических принципов: он обсуждает вытекающие из них действия в их конкретных проявлениях. Кодекс является настоящим педагогическим наставлением, рассматривающим во всех деталях регламент, обязательный для врача, осматривающего пациента: выслушивание, осмотр, консультация, лечение,— то есть то, на что надеется пациент, и что является обязательными этапами становления удовлетворительных человеческих отношений между врачом и пациентом.