Повреждения позвоночного столба обычно наступают в случае внезапного действия силы, когда мышцы находятся в расслабленном состоянии, или когда травмирующая сила во много раз превышает силу мышц. Чаще всего позвоночник повреждается в результате непрямой травмы, для которой характерно сочетание четырех компонентов: 1) действие силы по оси позвоночника; 2) резкое сгибание или разгибание; 3) движения в виде вращения; 4) резкое мышечное сокращение, прикрепляющихся к остистым и поперечным отросткам позвонков.
Сила, вызывающая переломы тел позвонков, действует также па межпозвоночные диски, находящиеся между телами позвонков, но чаще повреждения дисков сочетаются с переломами или вывихами тел позвонков.
Перелом тел позвонков
Клиническая картина при компрессионном переломе тел позвонков не всегда бывает четко выражена, чем можно объяснить частые диагностические ошибки. Нередко общее состояние больного остается хорошим и танцовщик особых жалоб не предъявляет. Однако необходимо обращать внимание на болевой синдром, напряжение мышц спины, видимое на глаз и определяемое пальпаторно, ограничение подвижности в поясничном отделе позвоночного столба.
При пальпации спины у больных с компрессионным переломом тела позвонка нередко обнаруживается болезненность в области остистого отростка поврежденного позвонка. Глубокая пальпация живота у больных с переломами тел нижнегрудных и поясничных позвонков выявляет болезненность в месте поврежденного позвонка. Осторожная осевая нагрузка на позвоночный столб нередко позволяет выявить болезненность в месте перелома.
В постановке правильного диагноза решающее значение имеет рентгенологическое обследование, при котором определяется степень кривизны позвоночного столба, смещение позвонков по высоте, расхождение остистых отростков. На боковой рентгенограмме у танцовщиков и балерин была выявлена различной степени выраженности клиновидная деформация позвонка. О степени компрессии судят по снижению высоты переднего отдела позвонка относительно высоты выше и ниже лежащих неповрежденных позвонков (на 1/4,1/3,1/2 и более).
У большинства больных преобладала небольшая степень компрессии, что можно объяснить тремя основными моментами: значительным развитием мускулатуры, особенно поясничного отдела, большой эластичностью и прочностью связочного аппарата позвоночного столба, прогрессивными изменениями приспособительного характера костно-суставного аппарата позвоночного столба под влиянием ежедневных физических нагрузок, что несомненно является благоприятным защитным фактором. Наиболее часто компрессионные переломы тел позвонков имели место на уровне XII грудного и I—II поясничных позвонков.
Это объясняется анатомическими и биомеханическими особенностями наиболее подвижных частей позвоночного столба, какими являются нижний грудной и верхний поясничный отделы. При резком и глубоком сгибании туловища артиста балета наибольшая нагрузка оказывается на тела этих позвонков, что может привести к травме не только позвонка, но и межпозвоночных дисков и связочного аппарата.
Несмотря на хорошее общее состояние у артистов балета при этих травмах, необходимо выдерживать постельный режим, так как в противном случае в дальнейшем могут возникнуть необратимые явления, приводящие к нарушению трудоспособности и снижению исполнительского мастерства. Переломы тел позвонков лечат стационарно при соблюдении строгого постельного режима. Очень рано начинается лечебная гимнастика лежа в постели с целью укрепления мышц спины и живота, т. е. создания собственного мышечного корсета.
В первую неделю больные находятся на реклинирующем устройстве для разгрузки позвонков. Постельный режим в течение 4—5 нед, после чего необходимо носить корсет с одновременным проведением комплекса восстановительного лечения—лечебной гимнастики и массажа мышц спины и живота для их укрепления.