В результате хронических перегрузок, нерегулярных выступлений, большого количества репетиций, резких движений при исполнении большого батмана в сторону, шпагата и других появляются боли в паховой области при попытке отвести или привести бедро. При пальпации нижней ветви лобковой кости появляется боль в месте прикрепления приводящих мышц бедра к надкостнице. Нарушается функция конечности, появляется хромота, походка мелкими шагами.
Сущность развития патологии заключается в хронической микротравматизации места прикрепления приводящих мышц бедра к кости, возникают микрокровоизлияния, образование грубой соединительной ткани, нарушение местного кровообращения и развитие заболевания, которое носит название тендопериостопатия. Это название говорит о том, что патологический процесс развивается не только в сухожилиях приводящих мышц, но и в кости, к которой они прикрепляются. Рентгенологические изменения в начальной стадии заболевания не обнаруживаются. В последующем патологический процесс развивается так глубоко, что обнаруживаются изменения и в костной ткани в виде перестроечных кист.
Лечение тендопериостопатии — это создание покоя на 3 нед, применение консервативных методов лечения, направленных на улучшение местного кровообращения и рассасывание патологических тканей, образующихся под влиянием хронической микротравматизации. Лечение начинают с местных новокаиновых блокад через 3 дня, на курс 4—5 блокад. Можно блокады сопровождать введением гидрокортизона или артепорона в патологический очаг. В период между блокадами больным назначаются теплые ванны или лечебная гимнастика в теплой воде для расслабления напряженных приводящих мышц бедра, массаж, грязевые аппликации. После уменьшения или исчезновения болей разрешают выполнять профессиональные движения вначале лежа, а затем и стоя у станка. После выписки из стационара артист балета должен находиться на диспансерном наблюдении с периодическим проведением курса восстановительного лечения.
К профессиональным нагрузкам артист балета должен приступать постепенно, вначале занятия у станка, при отсутствии болей разрешаются движения на середине зала, затем маленькие прыжки в течение 1—2 нед, при наличии хорошего укрепления мышц и отсутствии болевого синдрома разрешаются большие прыжки и репетиции текущего репертуара.
Остеохондропатия лобкового симфиза
Лобковый симфиз — хрящевое сращение лобковых костей. По срединной линии сагиттально расположена щель, имеющая в поперечнике 1 мм и заполненная жидкостью.
У артистов балета в связи с ранними нагрузками лобковое соединение остается подвижным. Под влиянием чрезмерных нагрузок и хронической микротравматизации приводящих мышц бедра у артистов балета иногда происходят изменения в суставном хряще этого соединения и деформация хряща. При исполнении движений, связанных с быстрым отведением и приведением бедра, а также его ротацией в тазобедренном суставе, появляются боли в паховой области, промежности, внизу живота, т. е. в месте прикрепления приводящих мышц бедра и прямых мышц живота. Сопровождаются они болями и в лобковом симфизе. В начальной стадии боли незначительные, быстро проходящие после отдыха, поэтому артисты балета не прекращают занятий. Но кумуляция (накопление) хронических микротравм и перегрузок приводит к развитию патологического процесса в лобковом соединении, который на длительный срок лишает артиста возможности продолжать сценическую деятельность.
В основе остеохондропатии лобкового симфиза лежит асептическое воспаление травматического характера. На рентгенограмме выявляются изменения в лобковом соединении в виде неровностей суставной щели, участков остеонекроза и остеопороза.
Основная причина развития этого патологического процесса лежит в недостаточной подготовке организма молодого артиста балета к исполнению сложных движений и их комбинаций, исполнении танцев на жестком полу (бетон, асфальт и др.), недостаточности репетиционного времени для полноценной подготовки новой партии. Фактор охлаждения играет определенную роль в возникновении остеохондропатии, так как возникает спазм сосудов, мышц в сочетании с большой физической нагрузкой, хронической микротравматизацией мест прикрепления сухожилий приводящих мышц бедра и прямых мышц живота.
Эффективной профилактикой всяких перегрузок мышц и сухожилий является массаж или самомассаж и разогревание перед репетицией или спектаклем, а также выполнение основ гигиены для артиста балета.
Лечение остеохондропатии лобкового симфиза консервативное и заключается в прекращении физических нагрузок, улучшении местного кровообращения и состояния приводящих мышц бедра. В остром периоде показан постельный режим, физиотерапевтические процедуры (УВЧ, электрофорез с новокаином и солями кальция, парафино-озокеритовые или грязевые аппликации). Назначаются инъекции гормона щитовидной железы кальцитрина, который нормализует нарушенный минеральный обмен.
Хороший терапевтический эффект дают блокады из составленной смеси: 0,5% раствор новокаина—100—120 мл, 0,05% раствор циапокобаламина — 2 мл, 50% раствор анальгина — 2 мл. Можно проводить блокады и небольшим количеством 1% раствора новокаина — 10—15 мл с последующим введением артепарона 1 мл, всего 5 инъекций с интервалом в 4 дня. В Промежутках между блокадами назначают теплые ванны, лечебную гимнастику и массаж для расслабления напряженных и болезненных мышц.