Добавочная треугольная кость таранной кости является вариантом развития и располагается в заднем отделе таранной кости. Задний отросток таранной кости имеет свое ядро окостенения. Возможно, что в годы обучения в хореографическом училище и раннего начала нефизиологических движений (положение стопы на. пуантах) ядро окостенения заднего отростка не сливается с основной костью и остается в виде добавочной треугольной кости.
У артистов балета она встречается часто, почти в 7з случаев. Клинически она ничем себя не проявляет, если нет большой нагрузки.
У артистов балета классического танца при выполнении прыжковых партий, при положении стопы па пуантах эта кость может вызвать болезненные явления. Появляются боли, чувство заклинивания в суставе и развиваются явления деформирующего артроза между таранной костью и треугольной добавочной костью.
При осмотре видимой патологии не обнаруживается, только при глубокой пальпации определяется болезненное подвижное тело. Диагноз уточняется исключительно рентгенологически, когда определяется треугольной формы тело в заднем отделе таранной кости с ровными контурами.
Лечение в начальной стадии можно начать с консервативного (инъекции новокаина с введением гидрокортизона). Быстро ликвидируются боли и восстанавливается трудоспособность. Но наличие частых блокад, обострений болевого синдрома и нарушения трудоспособности являются абсолютными показаниями к оперативному удалению этой кости.
В других случаях может быть обнаружен увеличенный задний отросток таранной кости, который вызывает боль при соприкосновении с задним отделом большеберцовой кости. В этих случаях также производят оперативное удаление увеличенного отростка таранной кости.
Повреждения коленного сустава у артистов балета занимают 16,7% среди всех травм опорно-двигательного аппарата: у танцовщиков они встречаются в 12,3% случаев, а у балерин —в 22,8%.
Часто встречающаяся травма коленного сустава у балерин связана с особенностями их танцев на пуантах, выполнением сложных элементов танца (арабеск, ассембле, сиссонне, фуэте) и, кроме того, профессиональной рекур-вацией коленного сустава.
Среди повреждений коленного сустава особого внимания заслуживают закрытые травмы — это гемартрозы, ушибы, повреждения менисков и связок, суставного хряща.
Ушиб коленного сустава бывает при падении на согнутое колено или ударе по нему. Ушиб сустава почти всегда сопровождается кровоизлиянием в его полость (гемартроз). Гемартроз возникает при нарушении целости сумочно-связочного аппарата, повреждении хряща, мениска, жирового тела и других элементов коленного сустава.
Гемартроз разделяется на три степени. При I степени объем излившейся крови в полость коленного сустава не превышает 10—15 мл. Контуры сустава бывают слегка сглажены, боли нерезкие. При сгибании в суставе по обеим сторонам связки надколенника определяется выбухание, движения в суставе не ограничиваются.
При II степени возникает разлитая болезненность, усиливающаяся при движениях, выпот может быть до 60 мл и более. Контуры сустава сглажены, окружность в области сустава по сравнению со здоровой конечностью увеличивается на 2—3 см. Выявляется симптом баллотирования надколенника. При II степени гемартроза ушиб тканей, как правило, сочетается с надрывом суставной капсулы, внутрисуставных связок и нарушением целости менисков.
Гемартроз III степени характеризуется появлением острой боли в коленном суставе, повышением не только местной, но и общей температуры тела, резким ограничением движений в суставе и значительным изменением его контуров. Область сустава увеличивается в размерах до 5 см и более. Количество крови в нем может достигать 100 мл. В излившейся крови иногда присутствуют капельки жира и другие включения. Конечность находится в полусогнутом состоянии, возникает так называемая рефлекторная болевая контрактура. При такой клинической картине дифференциальная диагностика затруднена и надо иметь в виду возможность других внутрисуставных повреждений, внутрисуставных переломов и др.
При первичном обращении артиста балета тщательно выясняют механизм травмы. Прямая травма — падение на колено, удар по нему — больше говорит за ушиб кожных покровов с небольшой гематомой или ссадиной; при значительном ударе при падении, особенно с высокого прыжка, у танцовщиков народного танца больше данных за ушиб жировых тел и капсулы; наличие ротации голени во время исполнения фуэте или прыжков по кругу с резкой остановкой характерно для повреждения менисков или связок. Повреждению менисков способствуют такие движения как подворачивание голени, резкое вставание с глубокого плие, глубокое приседание с ротацией голени.
Больной жалуется на боль в коленном суставе, нарастание отека сустава в связи с накоплением жидкости в полости сустава и достигающего максимума через 6-8 ч.
При осмотре сустава контуры его сглажены, выбухание жидкости наблюдается по боковым поверхностям связки надколенника. Даже при небольшом выпоте видны две выпуклости, располагающиеся по обе стороны надколенника и связки надколенника. Это особенно заметно при сгибании голени, когда жидкость выжимается мыщелками бедра и большеберцовой кости в передний отдел сустава (симптом Хаджистамова).
При гемартрозе излившаяся кровь в полость сустава является раздражителем для синовиальной оболочки и происходит усиленная продукция синовиальной жидкости Сустав достигает больших размеров, из-за растяжения связочно-сумочного аппарата наступает рефлекторная защита в виде мышечного спазма, рефлекторной болевой блокады сустава («ложная» блокада) и ограничения движений в суставе.