Дренирование и оперативное лечение эмпиемы плевры. Казеомы средостения
Закрытый межреберный сифонный дренаж по Бюлау применялся нами с целью создания постоянного оттока гнойного экссудата больным, поступившим в тяжелом септическом состоянии, исключающем возможность применения других более сложных хирургических вмешательств. По мере усовершенствования закрытого способа лечения путем пункции и активной аспирации метод открытой тампонады плевральной полости по А. В. Вишневскому перестал применяться. Успешное применение плеврэктомии в настоящее время резко сузило показания для торакопластики. Мы применяем ее редко при односторонних эмпиемах с бронхиальными свищами.
Широкое развитие получила операция декортикации легкого с плеврэктомией. Она выгодна тем, что восстанавливает дыхательную функцию коллабированного легкого. Огромным преимуществом этой операции является и то, что в нужных случаях ее можно сочетать с резекцией пораженной части легкого, а также с ушиванием бронхиального свища.
Резюмируя данные своих наблюдений, мы считаем, что больные с гнойными плевритами любой этиологии с самого начала должны лечиться в специализированных хирургических торакальных отделениях. Сочетая симптоматическую терапию с методами активной аспирации и дренирования плевральной полости, можно добиться излечения больных без хирургического вмешательства лишь в ранние сроки развития эмпием плевры. При хронических эмпиемах этими методами достигается лишь временное улучшение общего состояния больных, что весьма важно для предстоящих более радикальных хирургических вмешательств.
Казеомы средостения
Показания к хирургическому лечению больных казеомами средостения в литературе освещены недостаточно. Особенно мало изученными являются предоперационная подготовка, хирургическая тактика и послеоперационное ведение больных, а также ближайшие и отдаленные результаты операций.
Учитывая вышеизложенное, мы приводим данные о 19 взрослых больных с казеомами средостения, которые подверглись хирургическому лечению. Среди наблюдаемых больных было семь женщин и 12 мужчин. Возраст больных колебался в пределах 18—55 лет. Давность заболевания до момента операции была у трех больных до пяти месяцев, а у остальных— от одного года до десяти лет. Всем больным до поступления в клинику проводилось лечение стрептомицином, тубазидом и ПАСК на протяжении от 4 месяцев до 10 лет.
В клинике больные подверглись тщательному клинико-рвнттенологическому и лабораторному обследованию, а также им была продолжена антибактериальная терапия. Поэтому перед операцией у всех больных общее состояние было удовлетворительным. Явления интоксикации отмечены у шести больных и проявлялись общей слабостью, потливостью в ночное время и наличием субфебриллитета. Один больной особых жалоб не предъявлял и только при рентгенологическом исследовании у него обнаруживалась больших размеров округлая тень в области средостения.
Кроме того, четырех больных беспокоил сухой кашель, а также боли за грудиной и в межлопаточной области. Реакция Пиркета на 100% туберкулин (РРД) у всех была положительной и размер папулы составлял 7—10 мм. Ускоренная РОЭ до 17 мм в час наблюдалась только в одном случае. Резко положительный С-реактивный белок и повышение сиаловых кислот до 340 ед. опт. плотности было у трех больных, а у остальных—С-реактивный белок был слабо положительным, сиаловые кислоты — в пределах нормальных величин. Соотношения белковых фракций крови были в норме.
На электрокардиограмме у двух больных отмечена синусовая аритмия с признаками гипоксии миокарда, а у трех — явления перегрузки левого желудочка с нарушением внутрижелудочковой проводимости. Следует заметить, что в анамнезе этих больных не отмечены заболевания сердечно-сосудистой системы.