Тяжесть одномоментной тотальной торакопластики обусловливается главным образом тем, что после резекции 11 ребер происходит резкое и, главное, быстрое западение половины грудной клетки и соответствующее сдавление легкого с почти полным выключением его из акта дыхания, по крайней мере на первые несколько дней, а также известное сдавление органов средостения.
Это является причиной тяжелой одышки, развивающейся у больных уже на операционном столе и продолжающейся 2—3 дня. Если к этому прибавить довольно тяжелый травматический шок, значительную кровопотерю и резкие изменения в системе кровообращения, то станет понятным, что для ослабленного сердца тяжелого туберкулезного больного одномоментная торакопластика представляет слишком тяжелое вмешательство.
Кроме того, следует принять во внимание, что всевозможные осложнения, наблюдающиеся в послеоперационном периоде торакопластики, наступают значительно чаще после одномоментного вмешательства и переносятся больными несравненно труднее, чем после вмешательства дозированного. Учитывая то обстоятельство, что торакопластике подвергаются обычно больные, уже достаточно ослабленные длительным туберкулезным процессом, а следовательно, с известными, иногда довольно значительными, изменениями сердечной мышцы вследствие постоянной туберкулезной интоксикации, необходимо отказаться от применения одномоментной тотальной торакопластики и предпочесть торакопластику в два, а иногда даже в три момента.
Такая торакопластика представляет несравненно менее тяжелое вмешательство, переносится больными значительно легче и может считаться почти безопасной операцией.
Уменьшается ли радикальность вмешательства при расчленении его на два или на три момента? Если промежуток между этапами операции не будет очень велик, то на радикальности ее такое расчленение не должно отражаться. На основании своего опыта мы считаем, что промежуток этот должен быть не больше одного месяца. В течение этого времени больной успевает настолько окрепнуть, что оказывается вполне подготовленным к следующему этапу операции.
В тех случаях, когда после первого момента торакопластики состояние больного в течение месяца не восстанавливается должным образом, следует продлить промежуток между этапами операции до 6—7 недель. В таких случаях имеется уже известная опасность снижения радикальности операции, так как наступающее окостенение надкостницы ребер может служить некоторым препятствием для западения и сужения соответствующей половины грудной клетки после верхнего этапа торакопластики.
Если послеоперационный период протекает с тяжелыми и длительными осложнениями (глубокие нагноения, тяжелая пневмония), приходится иногда отсрочить второй этап операции на 3—4 месяца и больше. В этих случаях во время второго этапа операции следует удалить новообразованные ребра, без чего радикальность операции может значительно снизиться.