Течение шока при опухолях средостения. Протекание интраоперационного шока
У одного больного, оперированного по поводу ангиосаркомы средостения громадных размеров и ослабленного злокачественным процессом, сразу же после первых попыток выделить опухоль началось сильное профузное кровотечение, с трудом остановленное гемостатической губкой. После закрытия плевры кровяное давление упало и наступила смерть, несмотря на внутри-артериальное введение 500 мл крови, которое дало только кратковременный эффект. Кровяное давление поднялось до 60/40 мм всего на 15—20 минут.
У больной П. с громадным малигнизировавшимся загрудинным зобом, давшим метастазы в средостение, попытки выделить зоб привели к стойкому падению кровяного давления, которое удалось выровнять длительным применением обычных противошоковых средств в виде струйного переливания крови в вену и перерыва в операции.
После выравнивания кровяного давления, несмотря на тяжелое состояние больной, операция была продолжена, у больной вновь наступило резкое падение кровяного давления и потеря сознания. Пульс и кровяное давление не определялись ни на лучевой, ни на сонной артерии. Внутриартериальное переливание 500 мл крови обусловило кратковременный эффект. Кровяное давление поднялось до 60/40 мм. Операция была прекращена, но больную вывести из тяжелого состояния уже не удалось.
Через 3 часа после окончания операции больная умерла, несмотря на повторное внутриартериальное переливание крови.
Наши клинические наблюдения показывают, что в тех случаях, когда наступило такое падение кровяного давления, которое было восстановлено путем внутриартериального переливания крови, всякие манипуляции, могущие усугубить шок, необходимо прекратить. Операция должна быть прервана как можно скорее, так как продление вмешательства может вызвать вторичное падение кровяного давления и привести больного в атональное состояние, вывести из которого трудно и часто совершенно невозможно.
Примером может служить история болезни больного К, 19 лет. Диагноз — хроническая абсцедирующая пневмония нижней и язычковой долей левого легкого. Несмотря на энергичное предоперационное лечение местным применением пенициллина путем интратрахеального и внутрилегочного введения, у больного часто наступали новые обострения, нагноительный процесс в легком прогрессировал.
Больной был подвергнут операции, не будучи выведенным из состояния гнойной интоксикации. Под интратрахеальным эфирно-кислородным наркозом с добавлением местной анестезии предпринята операция удаления нижней и язычковой долей левого легкого. С большими техническими трудностями легкое освобождено от спаек. После удаления нижней доли приступили к мобилизации язычковой. В это время кровяное давление упало до 70/40 мм и стойко держалось на этой цифре, не улучшаясь от струйного переливания крови в вену.
Внутриартериальное введение 250 мл сразу же подняло кровяное давление до 120/60 мм. Операция была продолжена — удалена язычковая доля. К концу операции уже во время зашивания раны кровяное давление вновь резко упало и пульс перестал определяться. Внутриартериальное переливание 250 мл крови сопровождалось лишь кратковременным подъемом кровяного давления. Через 3 часа после операции больной умер. Во время этих 3 часов несколько раз после введения крови в артерию кровяное давление несколько поднималось, но затем быстро падало.
Можно думать, что своевременное прекращение операции после получения эффекта от первого внутриартериального введения крови в значительной мере повысило бы шансы на сохранение жизни этого больного.