Эффективность двухэтапных операций на легком. Перевязка легочной артерии
Двухэтапные операции произведены нами у 11 больных. У 1 из них была сделана лобэктомия, у 8 — пневмэктомия и у 2 больных мы оба раза были вынуждены ограничиться пробной торакотомией, так как интимная связь инфильтрата с пищеводом и средостением не позволила произвести радикальную операцию. 10 больных перенесли операцию хорошо, тогда как ни один из них, по нашему мнению, не перенес бы одномоментной радикальной операции. Умер 1 больной раком легкого после повторной безуспешной торакотомии.
Все это заставляет нас шире ставить показания к двухмоментным операциям в тех случаях, когда силы больного и особенно кровяное давление внушают опасение за благополучный исход при одномоментной операции.
В литературе подробно освещен вопрос о перевязках сосудов легких и о влиянии этих перевязок на паренхиму органа. Экспериментальные работы Брунса и др. с перевязкой главной и долевых ветвей легочной артерии и С. А. Смирнова с простыми и комбинированными перевязками различных сосудов легкого дали возможность установить те изменения, которые наступают после таких перевязок.
В эксперименте проверены: 1) перевязка одной и двух вен; 2) комбинированная перевязка различных сосудов легкого и 3) перевязка главной и долевых ветвей легочной артерии.
1. Перевязка обеих вен легкого ведет к резкому отеку легкого, оканчивающемуся гибелью животного. При перевязке одной вены развивается застой, который частично выравнивается за счет коллатералей. Появляется много новообразованных сосудов; часть легкого спадается, образуются сращения с плеврой.
2. При сочетанной перевязке легочной артерии и вены образуется сморщивание доли, уплотнение, почти полная безвоздушность, сращение с париетальной плеврой. При микроскопии обнаруживается фиброзная атрофия легочной ткани. Одновременная перевязка бронхиальной и легочной артерий, а также бронхиальной артерии и легочной вены ведет, по С. А. Смирнову, к гангрене легкого.
Перевязка бронхиальных артерий и вены ведет к значительному развитию соединительной ткани в альвеолярных перегородках и сращению легкого с париетальной плеврой.
3. Наибольший интерес представляют опыты с перевязкой главной и долевых ветвей легочной артерии. Установлено, что перевязка не только долевых, но и главной ветви легочной артерии не ведет к гибели органа. Легкое, теряя свою функцию, остается живым, так как получает питание от бронхиальной артерии, которая со временем увеличивается в несколько раз. Экспериментально доказано существование анастомозов между легочной и бронхиальной артериями.
При перевязке главной или долевых ветвей легочной артерии, соответственно в альвеолах доли или всего легкого, появляется серозный экссудат, в котором находятся свободные эпителиальные клетки и красные кровяные тельца. Во многих местах эта картина похожа на инфаркт. Через 2 недели альвеолы свободны, капилляры расширены. Через 3—4 недели в альвеолярных перегородках и в бронхиальной соединительной ткани появляются фибробласты. Со временем соединительная ткань медленно нарастает.
При этом наблюдаются индивидуальные колебания в степени развития соединительной ткани, которое ведет к значительному сморщиванию органа с одновременными довольно мощными сращениями его с париетальной плеврой. При перевязке главного ствола легочной артерии уже через 3 месяца легкое составляет только 4/5 или 3/4 нормального легкого. Через 2 года оно составляет только 2/3 здорового, которое соответственно несколько увеличивается в размерах. Это сморщивание у молодых животных с упругими ребрами приводило к тому, что целые участки грудной стенки ладьеобразно втягивались.
Как показали наблюдения Шлепфера, перевязка легочной артерии с одновременной френикотомиеи на той же стороне значительно усиливает эффект перевязки. Так, уже через 3 недели после одновременной перевязки легочной артерии и френикотомии легкое составляло 3/4, через 3 месяца 2/3, а через 5 месяцев 1/2 нормального легкого. Утолщения плевральных листков и спайки были более мощные.