В 1935 г. Бетюн, воспользовавшись идеей К. М. Сапежко, предложил вдувать в плевральную полость 0,5% йодный тальк. Это предложение также не получило распространения. Постепенно метод образования плевральных спаек был оставлен, так как сами спайки обычно образовывались не там, где нужно хирургу, а по всему легкому, следовательно, в процесс образования спаек вовлекалась и больная доля, что в значительной мере затрудняло операцию.
Поэтому многие предпочитали совсем не вызывать плевральных спаек, в связи с чем отпадала и необходимость повторных операций. Научившись бороться с инфекцией и предупреждать развитие тотальной эмпиемы, большинство предпочитало работать в свободной плевральной полости, производя лобэктомию в один этап.
К концу 30-х годов почти все хирурги перешли на одноэтапную операцию, тем более, что в ряде случаев перед операцией трудно решить, потребуется ли лобэктомия, или пневмэктомия, при которой наличие спаек только осложнит и затянет операцию.
При пневмэктомиях, а в отдельных случаях и лобэктомиях причиной для многоэтапности могло служить плохое состояние сердечнососудистой системы больного. Как показывает клинический опыт, необходимость многоэтапности при резекции легких должна всегда учитываться хирургом, особенно у пожилых или ослабленных больных.
Если операция очень травматична из-за больших спаек, затрудняющих подход к корню легкого, то травма средостения и нервных сплетений корня легкого может привести больного в такое тяжелое состояние, при котором он не перенесет всю операцию за один этап. Иногда даже одно обнажение и перевязка легочной артерии в корне легкого может вызвать стойкое падение кровяного давления.
В таком случае хирург не должен предпринимать дальнейших шагов для удаления легкого, пока не убедится, что это падение не стойкое и быстро сменяется нормальным кровяным давлением.
Убедившись, что операция может быть закончена в один этап, хирург получает право приступить к выделению и перевязке вен, причем, прежде чем завязать лигатуру над венами, он должен еще раз проверить состояние больного, так как после перевязки вен операция должна быть закончена одномоментно, иначе, как показали наблюдения С. А. Смирнова в эксперименте, может развиться влажная гангрена.
До перевязки вен операция может быть прервана на любом этапе. При сомнениях в силах больного лучше прервать операцию после перевязки легочной артерии, так как она не только не оказывает вредного влияния, но и дает значительное улучшение состояния больного при раке и при гнойных заболеваниях легкого.
О благоприятном действии перевязки легочной артерии при раке и о возможности многоэтапной операции при явлениях сердечной слабости говорит история болезни больной Б., оперированной нами в 3 этапа по поводу рака легкого.