Противосептическая терапия при деструктивной пневмонии. Комплексная терапия деструктивной пневмонии
В тех случаях, когда одни внутрилегочные пункции пенициллина, а в упорных случаях совместно со стрептомицином не помогают, мы так же, как и при хронических гнойных заболеваниях, применяли большие дозы кальция в 1 % растворе до 400 мл на фоне внутрилегочного введения пенициллина и стрептомицина и других укрепляющих средств в виде повторных переливаний крови, вливания глюкозы с витаминами и т. д. И там, где до введения кальция все эти средства не помогали, после его применения проводимая терапия благотворно сказывалась на больном, который быстро выходил из состояния интоксикации.
Ярким примером этого может быть больной Т., 56 лет, который был доставлен к нам на носилках в тяжелом состоянии и был признан неоперабильным. Диагноз — рак нижней доли правого легкого с ателектазом нижней доли. Состояние тяжелого хронического сепсиса. До этого примененное внутрилегочное введение пенициллина и стрептомицина не оказывало никакого эффекта.
Больному несколько раз через каждые 4—5 дней вводился 1% раствор кальция в количестве 400 мл, одновременно внутрилегочно вводился пенициллин и стрептомицин, а также делались повторные переливания крови, вливалась глюкоза с витаминами, сердечные. Через месяц больной поправился, у него с первого же вливания кальция установилась нормальная температура, появился аппетит. Он прибавил в весе 4 кг, все показатели функциональных проб и ЭКГ улучшились и больной благополучно перенес операцию — правостороннюю пневмэктомию. В данное время, спустя год, больной полностью здоров и работоспособен.
В тех случаях, когда воздействия хлористого кальция на септический процесс недостаточно, мы добавляем к нему порошки в следующем составе:
Chinini muriatici
Antipyrini aa 0,1.
Назначение их 10 раз в день, через 2 часа в течение 3—4—5 дней, часто дает также хороший противосептический эффект.
Указанная выше противосептическая терапия оказывалась эффективной и в тех случаях, когда с самого начала рак легкого протекал с картиной сепсиса, высокой температурой, полиартритом, полисерозитом, периоститом почти всех длинных трубчатых костей. Мы наблюдали 2 таких больных.
Больной В., 49 лет, был переведен к нам из терапевтической клиники города. Больной был доставлен на носилках с отекшими конечностями, опухшими, почти неподвижными из-за болей суставами, резко выраженными клинически и особенно рентгенологически периоститами длинных трубчатых костей.
В левом легком раковая опухоль округлой формы размером приблизительно 6x7x6 см. Больной лихорадил и был неподвижен уже несколько месяцев. Применение повторных вливаний 1% хлористого кальция по 400 мл, хинина с антипирином по вышеописанной прописи, пенициллина и стрептомицина местно привело к тому, что температура у больного упала, боли и отеки в суставах исчезли, больной стал ходить, прибавил в весе, благополучно перенес операцию и выписался домой. Через несколько месяцев он погиб от метастазов, но сам факт возможности выведения больного из состояния столь тяжелой интоксикации чрезвычайно поучителен и требует сугубого внимания.
Целым рядом общеукрепляющих мероприятий, упорной борьбы с гнойной интоксикацией нам удавалось вывести многих больных из тяжелого состояния и благополучно провести им радикальную операцию. До такой подготовки большинство их по своему состоянию было явно неоперабильным.
Среди всего комплекса мероприятий по борьбе с гнойной интоксикацией, внутрилегочному введению пенициллина или пенициллина вместе со стрептомицином принадлежит ведущая роль (в отдельных случаях в сочетании с 1% хлористым кальцием внутривенно). Если бы терапевты шире применяли этот метод лечения, к нам намного реже переводили бы больных для оперативного лечения в столь тяжелом состоянии.
Метод этот при правильной технике, учитывая тяжесть самого заболевания, сравнительно мало опасен. На несколько тысяч внутрилегочных пункций у нас был один смертельный исход от воздушной эмболии, относящийся к 1947 г. С 1947 г. тяжелых осложнений от внутрилегочных пункций не было.