Характерный, народный танцы, танец модерн и их характеристика
Характерный танец — это вид сценического танца. В различные эпохи он менял свое значение. В XVI и XVII веках танец посил характер жанрового, бытового образа. В XIX веке этот термин стали применять к сценическим обработкам народных танцев. Постспенпо вырабатывалась академическая форма отдельных нациопальпых танцев. Характерный танец осповаи на классической танцевальной системе. Таковы танцы во многих постановках М. Петииа: сюиты национальных танцев в III действии балета «Лебединое озеро», во II и III действиях балета «Раймонда». К тому времени сложилось то понимание термина «характерный танец», которое сохранилось но сей день.
Это либо национальный танец, подвергшийся обработке согласно требованиям сцены, либо танец, несущий в себе «характеристическое» начало: матросский танец, танец, имитирующий повадки зверя, и т. п. Реформы М. Фокина и Л. Горского послужили дальнейшему развитию характерного танца. Были созданы многочисленные его разновидности. В одних случаях происходило слияние форм классического и характерного танца («Половецкие пляски» и др.), в других танец строился на фольклорных основах (Арагонская хота).
В современном балете благодаря исключительному интересу балетмейстеров к народному искусству характерный танец занял одно из первых мест в ряду выразительных средств танцевального спектакля. Большие заслуги в этом принадлежат Ф. Лопухову, К. Голсйзовекому, В. Вайнонену, В. Чабукиани, Л. Ермолаеву, а также балетмейстерам, работающим в национальных республиках, где характерный тапец используется особенно широко. За последние полвека характерный танец приобрел новые стилистические черты.
В отечественном балете — это подлинная народность, действенная роль в драматургии спектакля, виртуозная техника, с помощью которой исполнитель может передать в танце все многообразие человеческих переживаний. Особенно следует подчеркнуть способность характерного танца воссоздавать революционную романтику и героический пафос народных восстаний (Н. Стуколкина).
Одежда характерных танцовщиков значительно отличается от классических: она отражает национальный колорит того народа, чей тапец исполняется, на ногах совершенно иная обувь — ботинки, сапожки или полуботинки. Все это накладывает отпечаток на характер травмы.
Народный танец — это танец, созданный в народе и распространенный в его культуре. Танец каждого парода самобытен, обладает национальными особенностями, как и народная песня, народная музыка, с которыми танец теснейшим образом связан. Эти особенности складывались, формировались, видоизменялись под влиянием условий жизни народа. Народным танец — один из древнейших видов фольклора.
На раннем этапе развития танец был связан с религией, служил средством магических заклинаний. Широкое распространение получили военные пляски. Постепенно, по море роста культуры народов, танец переходил в сферу празднеств, увеселений и торжеств. Каждая новая эпоха вносила свой вклад в танцевальный фольклор.
Этот процесс продолжается и теперь: появляются танцы, отражающие жизнь, облик и характер современного человека.
Народный танец явился основой, на которой вырос классический танец. Классический танец и теперь обогащается за счет фольклора. Народный танец сыграл большую роль в формировании национальных балетных театров. Эти танцы широко использует художественная самодеятельность.
За прошлые годы замечательных успехов добилась народная хореография. В стране сейчас более 80 профессиональных и около 150 самодеятельных ансамблей песни и танца. Многие постановки атих ансамблей ныне стали классическими образцами современной народной хореографии (И. Моисеев, Н. Надеждина, Т. Ткаченко). Народный танец в этих коллективах приобрел высокий профессиональный уровень, обогатился творческой выдумкой балетмейстеров, не утратив своей самобытности и непосредственности.
У танцоров травмы связаны с темпераментностью их танцев, резкими движениями, прыжками, глубокими приседаниями, выполнением таких элементов народного танца, как «ползунки»; наиболее часто у них встречаются повреждения коленного сустава. У танцовщиц же тапцы медленны, более спокойны, без резких движений.
Танец «модерн», столь распространенный в западном буржуазном балете, не может обойтись без профессиональной школы классического танца. Исполнители танца «модерн» проповедуют пессимизм, нездоровую символику, мистику, секс. Советское искусство справедливо отвергло и осуждает этот стиль танца, ибо в нем нет выразительности. Ю. Слонимский писал, что если нет выразительности танца — из спектакля «улетает душа», на сцене остаются фигурки живых кукол, проделывающих серию заученных движений.
В заключение следует сказать, что вид танца, манера исполнения, одежда и обувь танцовщиков влияют на характер и локализацию травмы, а также на возникновение заболевания того или иного отдела опорно-двигательного аппарата.