Отбор детей в хореографическое училище. Определение внешних сценических данных детей
Отбор детей для хореографического обучения целесообразно базировать на трех ведущих критериях: эмоциональность (темперамент), профессиональные данные и физическое развитие. Приемные экзамены в училище складываются из трех туров: I тур — определение внешних сценических данных; II тур — медицинский отбор и обследование; III тур — определение музыкальных, танцевальных и ритмических способностей.
Определение внешних сценических данных. На приемных экзаменах присутствуют педагоги начальных классов, ортопед, терапевт (педиатр), офтальмолог и хореограф, музыкальный работник. Принимаются совершенно здоровые дети с правильным пропорциональным сложением тела и хорошим физическим развитием. П 1 туре прежде всего обращается внимание на внешние сценические данные.
Существуют два основных типа сложения тела — долихоморфный и брахиморфный. Долихоморфный (астенический) тин характеризуется высоким ростом, коротким туловищем и длинными ногами, малой окружностью грудной клетки, средними или узкими плечами, малым углом наклона таза, походкой с развернутыми ногами. Брахиморфный тип характеризуется средним или ниже среднего ростом, длинным туловищем, короткими ногами, большой окружностью грудной клетки, выраженным углом наклона таза (гиперлордоз), походкой с повернутыми внутрь стопами. Отсюда видно, что долихоморфный тип подходит к эталону балетной формы.
Эталоном идеального телосложения является греческая скульптура: а) длина верхней части туловища от теменного бугра до лобковой точки равна длине нижней части его от лобковой точки до земли; б) длина туловища от лобковой точки до нижнего края надколенника равна длине его от нижнего края надколенника до земли. Создается иллюзия длинноногости.
В процессе отбора детей определяются функциональные профессиональные качества — выворотность, шаг, подъем, гибкость, прыжок.
В этом туре необходимо уделить большое внимание изучению эмоциональности и темперамента ребенка. Эти качества имеют большое значение для будущего артиста балета в его сложной психолого-эмоционалыюй сценической деятельности. Индивидуальные особенности человека зависят от свойств нервных процессов, их силы, уравновешенности и подвижности, т. е. типа высшей нервной деятельности.
Темперамент — это совокупность индивидуальных особенностей эмоциональных реакций и волевой деятельности человека. Выделяют 4 основных типа высшей нервной деятельности и соответственно этому 4 вида темперамента—сангвинический, холерический, флегматичный и меланхолический.
Идеальными типами высшей нервной деятельности и темперамента для будущих артистов балета являются сангвиник и холерик. Детей, имеющих меланхолический темперамент не целесообразно принимать в училище. Детей с флегматичным темпераментом следует обучать отдельно, так как они усваивают программу значительно труднее, требуют индивидуальных подхода и занятий и не успевают усваивать программу классического танца.