Экспертиза трудоспособности при повреждениях стопы. Профессиональные движения лежа - станок Князева
Экспертиза трудоспособности при повреждениях стопы менее сложна. Здесь следует учитывать особенности женского и мужского танца и ту большую нагрузку, которую стопа несет во время исполнения классического и народного танца. При ушибах пальцев и повреждений капсулы межфаланговых суставов трудоспособность у танцовщиков нарушается в среднем на 8—10, у балерин— на 12—14 дней. При ушибах стопы и повреждениях ее связок трудоспособность нарушается на 8—12, при переломах плюсневых костей — на 50—70 дней.
Экспертиза трудоспособности при повреждениях и заболеваниях у артистов балета накладывает большую ответственность на травматолога-ортопеда. Своевременный и правильный диагноз позволяет избежать ошибок в экспертизе трудоспособности, что ведет к полному излечению артиста балета без каких-либо осложнений. При лечении артистов балета от врача требуется не только знание, но и умение создать положительный эмоциональный фон и поддерживать его в процессе лечения. Артисты балета чрезвычайно эмоциональны, при малейшей неточности в назначении лечения или его малоэффективности у них возникает недоверие к врачу.
При экспертизе трудоспособности от врача требуются такт, внимание и большая выдержка. Терпеливо следует объяснить артисту балета назначение тех или иных процедур, давать краткие анатомические сведения, объяснять механизм и причину возникшего повреждения или заболевания. Это необходимо делать для того, чтобы артист балета не давал поврежденному органу преждевременную нагрузку. Длительное пребывание на больничном листе угнетающе действует на артиста балета, и он иногда настаивает на выписке на работу, считая себя здоровым, хотя патологический процесс еще не закончился. В связи с особенностями труда артистов балета средняя продолжительность пребывания их на больничном листе выше аналогичных данных по России. Это обосновано необходимостью полного восстановления профессиональной работоспособности.
С целью раннего восстановления общей и профессинальной трудоспособности артистам балета назначаются профессиональные движения лежа (станок Князева), которые способствуют восстановлению ослабленного динамического стереотипа. Кроме того, для повышения выносливости и силы мышц нижних конечностей назначаются упражнения на тренажерах. В последние годы предложено много тренажерных аппаратов и приспособлений: бегущая дорожка, велоэргометр, альпинист, стенка здоровья. Для верхних конечностей танцовщикам рекомендуются упражнения с гантелями, штангой небольшой массы, упражнения с резиновым или пружинным эспандером. Для укрепления мышц и связок стопы и голеностопного сустава выпускается тренажер для стоп, он же может быть использован и как массажер для подошвенной поверхности стоп.
Таким образом, реабилитацию как основное направление всего современного процесса лечения нельзя ограничивать понятием обычных функциональных лечебных методов. Она наряду с другими методами, объединяемыми в систему восстановления здоровья артистов балета, должна включать активную лечебную физкультуру, массаж, физио- и бальнеотерапию, психотерапию, применение медикаментов и других стимулирующих средств. Как консервативные мероприятия, так и операции следует рассматривать как органические части всей системы реабилитации.
Немаловажную роль в реабилитационном периоде занимает и педагог, ибо его разумные действия в отношении артиста балета, перенесшего травму или длительное заболевание и только что вернувшегося к труду, помогут сохранить здоровье артиста балета и продлить его сценическую жизнь.
Только совместная работа врача и педагога и понимание ими единых задач по восстановлению балетной формы и трудоспособности артиста балета являются хорошим оздоровительным мероприятием и средством продления сценической активной деятельности тружеников одного из красивейших и трудных видов искусства, каким является балет.