Рентгенография при раке полости носа. Признаки рака гайморовой пазухи
Убедительным рентгенологическим симптомом злокачественной опухоли и в первую очередь ракового поражения пазухи является костная деструкция, которая быстро прогрессирует в связи с распадом опухоли и сопровождающим его нагноительным процессом. Обнаружение признаков разрушения стенок пазухи в поздних стадиях не представляет больших трудностей, тем более что деструкция часто распространяется па соседние кости, например решетчатую и скуловую.
Необходимо подчеркнуть, что даже опытный в диагностике ЛОРзаболеваний специалист-рентгенолог часто бывает лишен возможности обнаружить не только тонкие, но и достаточно грубые костные изменения из-за методически неправильного рентгенологического исследования придаточных пазух носа.
Так, например, вполне пригодный для диагностики синуита подбородочно-носовой снимок может совершенно не выявить разрушения альвеолярного отростка верхней челюсти, прикрытого массивной тенью пирамиды височной кости, или деструкции глубоких отделов боковой или нижней стенки гайморовой пазухи, для которых существуют другие специальные проекции, в том числе томография черепа.
Нарушение целости верхней стенки гайморовой пазухи определяется на снимке в подбородочно-носовой проекции по симптому исчезновения линии стенки, расположенной на несколько миллиметров ниже нижнего края орбиты, который также может подвергнуться разрушению. Симптом деструкции заднебоковой стенки пазухи был описан нами под названием нарушения перекреста «X», образованного линиями стенки пазухи и наружной стенки орбиты (плоскости большого крыла основной кости), получаемого на полуаксиальном снимке.
Нарушение перекреста линий заключается в исчезновении изображения одного из компонентов его в данном случае линии стенки пазухи. Снимок этот служит также для обнаружения деструктивных изменений в передней, а иногда и во внутренней стенке, линия которой хорошо видна при беззубых челюстях.
Изолированное раковое поражение решетчатого лабиринта и основной кости встречается значительно реже системного заболевания пазух одной или обеих сторон. В отличие от доброкачественных опухолей при раке решетчатого лабиринта рентгенологически нельзя обнаружить признаков растяжения его и перемещения линии внутренней стенки орбиты, так как костная деструкция наступает значительно раньше.
Однако из этого правила могут быть исключения. Так, у одной из наших больных, 20-летней девушки, поступившей для рентгенологического исследования с диагнозом амавроза на почве острого воспалительного заболевания пазух, было обнаружено затемнение клеток решетчатого лабиринта, сопровождавшееся смещением кнаружи линейных теней внутренних стенок обеих орбит.
Операция обнаружила картину хронического воспаления решетчатых и основных пазух с обеих сторон, а гисто логическое исследование—плоскоклеточный рак. Это вмешательство не привело к улучшению зрения, тогда как проведенная затем рентгенотерапия полностью и быстро возвратила больной зрение на один глаз. Серийная рентгенография после лечения обнаружила постепенное перемещение линий внутренних стенок орбиты в медиальную сторону. Больная прожила около года и сохранила зрение на один глаз до самой смерти, которая последовала из-за прорастания опухоли через основную па зуху на основание черепа.
Такие признаки, как гомогенное, бесструктурное затемнение клеток решетчатого лабиринта, наблюдаемое при карциноме, не являются пато гномоничными для злокачественного новообразования.