МедУнивер - MedUniver.com Все разделы сайта Видео по медицине Книги по медицине Форум консультаций врачей  
Рекомендуем:
Здравоохранение:
Здравоохранение
Экономика психиатрии
Органы чувств:
Оценка органов чувств
Болезни органов чувств
Травмы органов чувств
Форум
 

Историческое исследование в биоэтике. Примеры

Существует пять основных методик проведения биоэтических исследований: историческое исследование, концептуальный анализ, межкультурное сравнение, эмпирическое исследование и анализ стратегий. Историческое исследование по вопросам биоэтики включает те же методы, что и любое другое историческое исследование. В нем изучаются другие исторические периоды, в которых возникали такие же биоэтические проблемы; результаты этих исследований часто способны пролить свет на вопросы, актуальные в настоящее время.

При проведении концептуального анализа биоэтических вопросов используются методы философского исследования с целью разграничения и уточнения используемых понятий, а также определения существующих точек зрения и их оценки. Концептуальный анализ также зачастую необходим для дополнительного уточнения эмпирического исследования.

Иногда наилучший ответ на биоэтические вопросы можно получить путем проведения межкультурных исследований в разных странах или в пределах одной страны, но для разных культур. Помимо стандартного анкетирования, можно также использовать антропологические методы.

За последние 15 лет было проведено тщательное эмпирическое исследование биоэтических проблем. В эмпирических исследованиях обычно используется анкетирование, а также изучается общественное здоровье. Все шире используются качественные методы исследования, например, методы обоснования теорий.
Наконец, проводится анализ стратегий возможного влияния предложенных и реализованных решений биоэтических проблем.

Один из наиболее интересных способов использования исторического исследования связан с концепцией информированного согласия. Несмотря на то, что в настоящее время врачи широко пользуются этой концепцией, в целом к ней относятся довольно скептически. В клинической практике необходимость информированного согласия возникла в 1957 г. в деле «Сальго против Леланда Стэнфорда младшего» (Совет попечителей университета) (Salgo v. Leland Stanford, Jr. University Board of Trustees). Именно тогда впервые был использован термин информированное согласие.

При проведении исследований, согласно Нюрнбергскому кодексу, необходимо получить «добровольное согласие». Однако, по данным исторического исследования, сама идея получения согласия как на медицинскую помощь, так и на участие в клинических исследованиях, появилась значительно раньше — в 1947 или 1957 г.
На протяжении большей части новейшей истории практика получения согласия пациентов и участников исследований была принятым эталоном, а иногда даже применялась.

историческое исследование в биоэтике

Благодаря проведению исторического исследования, было обнаружено первое упоминание этого вопроса в документах на английском языке в деле «Слейтер против Бейкера и Стэплтона» (Slater v. Baker& Stapleton), датированном 1767 г. Пациент подал в суд на хирургов за то, что они «повторно сломали» ему ногу после частичного заживления перелома, чтобы придать костям правильное положение. Основываясь на показаниях врачей, суд заявил, что «по закону перед проведением операции врачам положено получать согласие пациента». Таким образом, врачи нарушили общепринятые правила.

Также благодаря проведению исторического исследования стало известно, что практика получения согласия в клинических исследованиях появилась в XIX в., тогда же и стали проводить первые клинические исследования. В конце XIX в. было предпринято много попыток установить этиологию желтой лихорадки. В 1897 г. итальянский исследователь Джузеппе Санарелли (Guiseppe Sanarelli) открыл бактерию-возбудителя желтой лихорадки и использовал ее для того, чтобы вызвать это заболевание у нескольких пациентов. Уильям Ослер (William Osier) отрицательно отозвался об этих экспериментах: «Сознательно ввести высоковирулентный яд человеку, если вы не получили на это его разрешения, не просто ужасный поступок — это преступление». Когда Уолтер Рид (Walter Reed) проводил эксперименты по установлению этиологии желтой лихорадки, он составил документ, в котором перечислил все «риски и возможную пользу от участия в исследовании».

Тщательное изучение переписки между Ридом, членами его исследовательской группы и Миллером Штернбергом (Miller Sternberg), начальником медицинской службы армии США, показало, что врачи осознавали необходимость проведения экспериментов при полном информировании пациентов и получении от них согласия.

Тщательное историческое исследование с использованием методов, обычно применяемых историками, — изучение опубликованных статей и правительственных документов, переписки, журналов, дневников и т. д. — показало, что получение информированного согласия в клинической практике проводилось и до Второй мировой войны. Благодаря этому было обнаружено, что этическая проблема, связанная с получением информированного согласия от пациентов, как и ее решение возникли примерно в самом начале клинических исследований. С помощью исторического исследования было также установлено, что более ста лет назад медицинское сообщество уже осуждало врачей, не получавших согласия от пациентов.

Таким образом, с помощью исторических научных исследований было сделано несколько важных выводов. Во-первых, было полностью опровергнуто мнение о том, что понятие информированного согласия введено не медиками, а юристами или специалистами по биоэтике. Также было установлено, что согласие пациента или участника исследований с этической точки зрения является признанным идеалом в медицинской практике. Кроме того, было показано, что более ста лет назад врачи и исследователи практиковали получение согласия, в том числе и письменного.

Еще один интересный пример значимости исторического исследования в биоэтических вопросах относится к спорам об эвтаназии и самоубийстве при врачебном содействии. Согласно общепринятой точке зрения, к появлению эвтаназии и самоубийству при врачебном содействии привел технологический прогресс. Во время одного из недавних слушаний Девятый окружной суд США заявил, что «право на получение медицинской помощи в ускорении наступления собственной смерти является неизбежным следствием изменений в причинах смерти, прогресса в области медицины, а также развития новых технологий».

Однако при тщательном историческом исследовании было обнаружено, что такое заявление является поспешным. Во-первых, споры об эвтаназии и самоубийстве при врачебном содействии велись еще врачами Древней Греции. Историк медицины Л. Эдельштейн (L. Edelstein) отмечал, что клятва Гиппократа содержала в себе запрет эвтаназии как раз потому, что среди врачей Древней Греции была очень распространена подобная практика. Другие исследователи нашли документальные подтверждения того, что в 1870-1900-х г. в США и Великобритании велись споры о легализации эвтаназии.41" В 1870 г. человек, который не был врачом, выступил с призывом легализовать эвтаназию. Впоследствии эта речь была опубликована в прессе, и дискуссии по этому поводу велись в ведущих журналах Лондона.

Изучение записей и публикаций медицинских сообществ США показало, что в последующие десятилетия на ежегодных собраниях медицинских сообществ, например, штатов Мэн, Пенсильвания и Южная Каролина, горячо обсуждалась проблема эвтаназии. Между 1880-ми и началом 1900-х гг. дискуссии о легализации эвтаназии велись и во многих известных медицинских журналах. В 1906 г. в штате Огайо на рассмотрение местных законодательных органов был представлен законопроект, предлагающий легализовать эвтаназию. После долгих обсуждений этот законопроект был отклонен.

Благодаря этому ценному историческому исследованию стало понятно, что дискуссии вокруг эвтаназии велись гораздо раньше того времени, когда произошли «значительные изменения в причинах смерти, прогресс в области медицины, а также в развитии новых технологий». Это еще один пример того, как у современных, на первый взгляд, проблем, обнаруживаются древние корни. По этой причине необходимо пересмотреть причины интереса к эвтаназии и самоубийству при врачебном содействии. Скорее всего, они кроются не в технологическом прогрессе, а связаны с социальными факторами.

Благодаря историческим исследованиям, можно ответить на такие важные биоэтические вопросы, как: (1) какие проблемы биоэтики вызваны технологическим прогрессом, а какие существовали в медицине всегда, и (2) каким образом они решались ранее?

- Также рекомендуем "Концептуальный анализ в биоэтике. Теоретическое и клиническое равновесие"

Оглавление темы "Биоэтика клинических исследований":
  1. Значимость и достоверность клинических исследований. Принципы отбора участников
  2. Оптимальное соотношение риск-польза клинических исследований. Учитываемые факторы
  3. Независимая оценка клинических исследований. Информированное согласие
  4. Этика рандомизированных клинических испытаний (РКИ). Проблемы
  5. Биоэтика клинических испытаний. Основные проблемы
  6. Историческое исследование в биоэтике. Примеры
  7. Концептуальный анализ в биоэтике. Теоретическое и клиническое равновесие
  8. Межкультурный анализ в биоэтике. Основные моменты
  9. Эмпирические исследования в биоэтике. Принципы
  10. Анализ стратегий клинических исследований в биоэтике. Примеры
Медунивер Мы в Telegram Мы в YouTube Мы в VK Форум консультаций врачей Контакты, реклама
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.