Условнорефлекторные связи сердца. Влияние нервной системы на сердечные шумы
При заболевании сердца могут возникать патологические условнорефлекторные связи. При возвратах недостаточности кровообращения, наступающих без видимых причин или при ничтожных физических напряжениях, эмоциональных переживаниях, развитие патологического процесса у больных может идти в порядке следовых реакций (Е. М. Тареев, 1951).
Сердечная деятельность контролируется центральной нервной системой в трех направлениях.
Изменение сердечной деятельности обусловливает изменение сердечных звуков — тонов и шумов, причиной чего являются те же влияния факторов внешней и внутренней среды. Давно было подмечено, что при волнениях и других эмоциональных состояниях изменение сердечной деятельности сопровождается изменением и звуков сердца. Еще Р. Т. Г. Лаэннек (1826) обратил внимание на то, что динамика сердечных шумов зависит «от аномалии нервного импульса», что дующий шум при волнениях переходит в дующе-шипящий, что он тем сильнее, чем больше волнение. О. Калинский (1833) отметил, что испуг, волнение могут вызвать временный сердечный шум.
Зависимость сердечных шумов от эмоциональных состояний была отмечена Г. И. Сокольским (1838), И. и Г. Казановыми (1860), Н. Д. Стражеско (1907) и др.
В более поздних исследованиях влияние нервно-психического состояния больного на динамику сердечных шумов было отмечено И. Я. Локшиным (1930), Л. И. Фогельсоном (1951) и др. С. И. Каляева (1935) находила функциональные шумы у нервнобольных в 38% случаев, а у здоровых людей при равноценных условиях исследования — лишь в 18% случаев.
Интересно подчеркнуть, что И. Я. Локшин (1930) отмечал усиление шумов при повышении тонуса блуждающего нерва и ослабление или исчезновение шумов при снижении его. Эти данные совпадают с результатами экспериментальных наблюдений последних лет (в том числе и наших) относительно влияния блуждающего нерва на образование шумов в сердце и на усиление имевшихся до опыта органических или функциональных сердечных шумов. Л. А. Миллер и М. П. Капост (1935) отметили наклонность к увеличению минутного объема крови в сердце у больных с сердечно-сосудистыми неврозами и постоянное увеличение его у больных гипертиреозами без явлений недостаточности кровообращения. Известно, что у этих больных очень часто наблюдаются миокардиопатические сердечные шумы.
При подобных болезненных состояниях, по-видимому, кроме дисфункции папиллярных мышц, в образовании шумов немаловажную роль играет ускорение кровотока.
Эмоции могут быть различными по силе и направленности (более сильные и более слабые, положительные и отрицательные). Эти разнообразные эмоциональные состояния человека, по-видимому, по-разному сказываются на сердечной деятельности. Так, еще И. и Г. Казановы (1860) отмечали, что «веселые, возбуждающие страсти ускоряют пульс; страсти угнетающие его замедляют».
Мы наблюдали, как один из больных клиники Боткина мог урежать сердечный ритм. Для этого ему стоило лишь предаться грустным размышлениям. О влиянии эмоций на частоту сердцебиений уже говорилось. Необходимо указать, что влияние эмоций отражается на электрокардиограмме. Испуг, неожиданные неприятные известия, сильные волнения могут вызвать такие же изменения, какие встречаются при рубцовых процессах в сердце, точечных кровоизлияниях, воспалительных очагах, застойных явлениях в миокарде и др. (Г. Я. Дехтярь, 1951).
Н. Г. Безюк и Ю. Б. Кофан (1952), вызывая при гипнотическом состоянии положительные и отрицательные эмоции, нашли, что при последних электрокардиографические сдвиги близки к изменениям, свойственным коронарной недостаточности.