Рефлекс Добротворского-Ашнера. Влияние внутренних органов и внешней среды на сердце
На принципе интерорецепции основаны некоторые клинические методы исследования сердца, как, например, рефлекс Добротворского-Ашнера — замедление деятельности сердца при надавливании на глазные яблоки. Такой же эффект наблюдается при пробе с давлением на сонную артерию, с приседанием и нагибанием головы вперед.
Во внутренних органах имеется ряд рефлексогенных зон, влияния из которых могут изменять деятельность сердца. Кроме собственно сердечной и перикардиальной, существуют и другие зоны: аортальная (Цион и Людвиг, 1865), каротидная (Геринг, С. Г. Моисеев), легочной артерии (Тальянцев, 1883), артерий внутренних органов (К. М. Быков, В. Н. Черниговский и др.), устий полых вен, наконец, рецепторов отдельных органов.
Кроме рефлекторных, существуют и механические влияния некоторых внутренних органов на деятельность сердца. Таковы сдавление сердца жидкостью, скопившейся в полости перикарда, смещение его внутригрудными сращениями и спайками, высокое стояние диафрагмы, изменение положения тела и пр. Надо думать что нейрогуморальные механизмы не остаются при этом безучастными и, по-видимому, осуществляют реакции, направленные на уменьшение отрицательных влияний этих механических факторов.
Очень давно было подмечено влияние агентов внешней среды на деятельность сердца. Учащение сердцебиения, резкое его замедление и другие, возникающие при внешних воздействиях, изменения деятельности сердца известны в народе и нередко облачаются в поэтические выражения: «сердце радуется», «сердце трепещет», «сердце замирает» и др. «Недаром в народной поэзии, да и в общежитии сердце постоянно связывается с так называемыми душевными переживаниями» (К. М. Быков, 1947).
Еще И. и Г. Казановы (1860) обратили внимание, что у женщин и детей в присутствии врача пульс учащается на 15—20 ударов. Под влиянием эмоций сердце может изменять свой объем, что замечается по изменению размеров сердечной тупости (С. П. Боткин, 1885). И. М. Догель (1880) показал, что у человека под влиянием музыки изменяется частота пульса (А. А. Рогов, 1951). Действие сигналов, связанных с опасностью, с физической нагрузкой и др., изменяет работу сердца, Г. Ф. Ланг отмечал, что психические и тяжелые душевные переживания могут сопровождаться приступами грудной жабы у людей со здоровыми венечными артериями.
Умственная работа приводит к изменению кровообращения и перераспределению крови в организме (К. М. Быков, 1947). У гипертоников корковая нагрузка в виде затрудненного счета вызывает резкое повышение артериального давления (Л. Б. Перельман, 1952). Отмечено повышение артериального давления у больных при сообщении им о предстоящей спинномозговой пункции и при подготовке к ней (И. Я. Раздольский, 1952). Деятельность сердца может изменяться под влиянием внушения под гипнозом (Г. Я. Дехтярь, 1951).
При некоторых заболеваниях резко изменяется реакция организма на внешние раздражения. К примеру, страдающие гипертонической болезнью по сравнению со здоровыми, по данным Н. Н. Малковой, в 3 раза чаще и сильнее реагируют на положительные и отрицательные эмоциональные раздражители. К подобному выводу пришли и мы в выполненной совместно с В. А. Пилипенко работе (1953).
Внешняя среда очень влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы. Особенно это относится к физической нагрузке. При больших напряжениях работа сердца увеличивается во много раз. Хорошо изучена спортивная нагрузка, изменение показателей кровообращения при которой мы приведем ниже. По данным Д. Ф. Дешина и Г. И. Котова (1947), следует, что напряженная спортивная и другая физическая работа может приводить к резким сдвигам в функции сердечно-сосудистой системы.
Работа сердца не всегда изменяется пропорционально физической нагрузке, и это зависит от образовавшихся в процессе жизни условнорефлекторных связей. Так, известно резкое усиление работы сердца перед занятием физическим трудом — при «настройке» на предстоящую работу (К. М. Быков). Усиленная деятельность сердца продолжается некоторое время и после прекращения ее.