Повреждения стопы, капсульно-связочного аппарата межфаланговых суставов у артистов балета
Повреждения стопы у артистов балета составляют 21,3% и занимают второе место после повреждений голено-стопного сустава.
У танцовщиков травмы составляют 23,1%, у балерин — 18,4%. Большее количество травм у мужчин объясняется особенностями мужских танцев (высокие прыжки, силовые поддержки, мягкие туфли, не фиксирующие стопы во время танцев).
У артистов балета наиболее часты надрывы волокон связок стоп, повреждения капсулы межфаланговых и плюсне-фаланговых суставов и переломы плюсневых костей.
Под наблюдением находилось 84 артиста балета с повреждениями стопы: 54 танцовщика и 30 балерин. В основном это исполнители классического и характерного танца. Чаще наблюдаются повреждения мягких тканей стоны (связок, суставных капсул, кожных покровов) — они имели место у 64 танцовщиков. Переломы костей были у 20 танцовщиков.
Н. Н. Приоров в одной из своих работ писал, что «большой и сложной проблемой современной травматологии является проблема так называемой мелкой травмы. Эти травмы составляют около 90% всех обращений. Следует повысить качество лечен ил этих повреждений, ибо нередко они приводят к стойкому нарушению функций».
Для диагностики «мелких травм» необходимо точное знание анатомических образований стопы и ее функциональных особенностей у артистов балета.
К наиболее часто встречающимся повреждениям мягких тканей стопы у артистов балета относятся разрывы капсулыю-связочного аппарата плюсне-фаланговых и межфаланговых суставов, частичные надрывы связок стоп.
Переломы костей стопы и пальцев составили 23,6% среди травм стопы и 5,7% среди всех повреждений. Под наблюдением находилось 20 артистов балета с переломами костей стопы. Большее количество переломов было у танцовщиков, меньшее — у балерин.
Среди переломов костей стопы первое место занимают переломы плюсневых костей, а затем костей предплюсны и фаланг пальцев.
Повреждения капсульно-связочного аппарата межфаланговых суставов
Повреждения капсулыю-связочного аппарата межфаланговых и плюсне-фаланговых суставов стоп в виде разрывов или ущемлений у артистов балета являются специфической травмой, обусловленной особенностями их трудовой деятельности. В литературе не встречаются описания этого вида повреждений.
Вывихи в плюсне-фаланговых и межфаланговых суставах, описанные в руководствах В. Д. Чаклипа, А. В. Каплана, Bohler и Watson-Jones, редко встречаются у артистов балета, что, по-видимому, связано с тем, что связки этих суставов укрепляются и усиливаются у них под влиянием значительных физических нагрузок с раннего детского возраста. Развивается рабочая гипертрофия не только костей, но и связочного аппарата.
Частота травм у танцовщиков-мужчин объясняется наличием мягкой обуви и характером силовых приемов во время танца.
Осевая нагрузка на палец безболезненна. При рентгенографии костная патология не обнаруживается.
Лечение. Первую помощь оказывают на месте. Она заключается в хлорэтиловом орошении или новокаиновой блокаде сустава и удалении крови из него. Кроме того, для снятия болевых ощущений и рефлекторной контрактуры периартикулярно вводят новокаин. После этого сустав и палец фиксируют лейкопластырной лентой продольно, закрепляя их круговыми полосками.
В первые сутки рекомендуется холод. Со 2—3-го дня разрешают в этой повязке теплые ванны (36—37°С) и теплые укутывания пальца после ванны для длительного сохранения тепла, а также парафин, соллюкс или УВЧ. Через 5 дней после снятия повязки продолжают теплые ванны, полуспиртовые компрессы на ночь. Физиотерапевтическое лечение продолжают (УВЧ, парафино-озоксритовые аппликации при температуре 45°С в течение 20 мин), назначают легкую лечебную гимнастику для сустава.
Среднее пребывание на больничном листе при этих травмах у танцовщиков 8,4±1,03 дня, у балерин — 11,0±3,1 дня. Более длительное пребывание на больничном листе балерин необходимо в связи с наличием в их танцах положения на пуантах.