Пример переломовывиха плюсневых костей. Отрывы наружного бугорка основания V плюсневой кости
Солистка балета С., 29 лет, во время танца, приземлившись с прыжка на полупальцы правой стопы, почувствовала резкую боль, не смогла танцевать, доставлена в один из травматологических пунктов Москвы, где под местной анестезией произведено устранение вывиха основания I плюсневой кости, наложена задняя гипсовая лонгета. Пострадавшая направлена на амбулаторное лечение. Через I мес произведен контрольный рентгеновский снимок, патологии не обнаружено и назначены нагрузка п тепловые процедуры. Через 2,5 мес не могла танцевать, испытывала боли даже при обычной ходьбе.
Была госпитализирована в отделение спортивной и балетной травмы ЦИТО. Обследование показало, что на тылыто-медиальной поверхности правой стопы подкожно выступает основание 1 плюсневой кости, легко смещающееся в подошвенную сторону. Выявлена атрофия мышц правой голени на 2 см. Па рентгенограммах определяется нерелом основания I плюсневой кости; треугольной формы отломок с нодошвенпой стороны сохраняет правильное положепно и связь с суставом. Остальпая часть смещена к тылу и выступает на 0,6 см. Первый межплюсневой промежуток зпачительно расширен. Заключение: переломовывих основания 1 плюсневой кости правой стопы.
10/VI под местной анестезией произведена операция (проф. З. С. Миронова) —вправление, репозиция отломков и фиксация их спицами. Основание кости было в рубцах, последние были удалены, кость мобилизована, проксимальный копец кости был вправлен, суставной хрящ был снят с обеих поверхностей и произведена фиксация перекрестными спицами. Наложена гипсовая повязка с захватом коленного сустава. Через 3 нед высокая гипсовая повязка заменена гипсовым «сапожком» со стременем. Через 3 мес повязка снята, перелом сросся, произведено удаление спиц; назначено лечение — массаж голени и бодра, гимнастика, занятия в бассейне, фонофореа преднизолона.
В дальнейшем лечилась в амбулаторных условиях (восстановительное лечение) до декабря 1960 г. Через некоторое время разрешено посещение класса: занятия у станка в течение 3 нед, затем занятия па середине зала (адажио) в течение 2 нед и накопец аллегро. В декабре начала участвовать в спектаклях. В настоящее время жалоб нет, танцует ведущие партии.
Этот случай показывает, что у артистов балета следует добиваться устранения смещения отломков для создания полной их конгруэнтности. В противном случае трудоспособность артиста не восстанавливается.
Балетный травматолог-ортопед должен добиваться полного восстановления балетной формы и функционального восстановления поврежденного органа. При переломах V плюсневой кости накладывается глубокая гипсовая лонгета на 5—6 нед. Трудоспособность при переломах плюсневых костей у артистов балета нарушается в среднем па 61,2±2,8 дня.
В комплекс восстановительного лечения следует включить раннюю тренировку мышц поврежденной конечности в гипсовой лонгете, а также здоровой конечности, ультрафиолетовое облучение места перелома, элементы профессионального танца лежа, а через 3—4 нед— стоя у кровати. Этим добиваются поддержания балетной формы, предупреждения детренированиости. По снятии гипсовой лонгеты назначают теплые ванны, гимнастику для суставов, отсасывающий массаж, злектростимуляцию мышц голени, парафино-озокеритовые аппликации (температуры 45°С) на 30 мин (но 10—15 процедур).
Артисту разрешается посещать класс и делать экзерсис у станка в течение 2 нед, затем экзерсис на середине зала (адажио) в точение 1—l,5 нед, и только после отого вторую часть экзерсиса на середине (аллегро) в течение 1—2 нед.
Нагрузка соответственно увеличивается по мере восстановления балетной формы. Она контролируется по степени восстановления сердечно-сосудистой реакции па пробу «большой батман», миотонометром определяется упругость мышц голени и бедра, проверяется степень опорности нижних конечпостей. Лечение считается законченным при полном восстановлепии балетной формы, что необходимо для предупреждения новых повреждений. Артист балета в течение года находится под наблюдением врача балетного диспансера.