Это заболевание связано с нарушением высоты продольного и поперечного сводов, т. е. часто наблюдается у больных с поперечным или продольным плоскостопием. Характеризуется оно резкой болезненностью в области головки IV метатарзальной кости, омозолелостью в области головок III и IV метатарзальпых костей. Боли объясняются прижатием ветвей пальцевых нервов головками плюсневых костей. Артисты балета часто обращаются с подобными жалобами.
При осмотре отмечаются поперечное плоскостопие и омозолелостн в области головок плюсневых костей. Боли локализуются чаще на подошвепной поверхности головок II и III плюсневых костей. Рентгенологически костная патология в этой области не определяется. Воли в стоне затрудняют работу и временно лишают артистов сценической деятельности.
Лечение метатарзалгии консервативное. Наблюдения показали малую эффективность физиотерапевтического лечения. Хороший и быстрый эффект дают блокады 1% раствором новокаина или смесью (поровну) 0,5% и 2% раствора новокаина. Вводят по 15— 20 мл новокаина в периартикулярные ткани с подошвенной стороны. Иногда прибегают к добавлению 2 мл (50 мг) гидрокортизона. Курс — 3 блокады с интервалами 3—4 дня. Другие авторы применяют оперативное лечение в тех случаях, когда обнаруживают невромы пальцевых нервов (Г. Н. Крамаренко).
Резко выраженное поперечное плоскостопие с деформацией пальцев у балерины В., 32 лет
Плоскостопие у танцоров
Изучением причин плоскостопия занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Г. С. Бом, М. О. Фридланд, М. И. Куслик, Г. II. Крамаренко, 1967; Hohmann и др.). Основными этнологическими факторами статических деформаций стоп являются хроническая перегрузка нижних конечностей, конституциональная слабость связочно-мышечного аппарата; играют роль также наследственный фактор, нерациональная обувь.
Немаловажное значение имеет состояние мышечного аппарата, функциональная недостаточность которого подтверждается электромиографией.
У артистов балета чаще всего наблюдается поперечное плоскостопие (82—90%, по данным Л. И. Табуйка и нашим данным), которое следует рассматривать как приспособительную реакцию на специфические движения — танцы на пальцах и полупальцах. При этих движениях на передние отделы стоп приходится большая нагрузка, которая во время прыжка н приземления на полупальцы еще больше возрастает. Мягкая обувь при исполнении классического танца у мужчин способствует развитию поперечного плоскостопия.
У балерин же балетные туфли в некоторой степени удерживают передний отдел стоп от чрезмерного распластывания и способствуют развитию hallux valgus. В диагностике плоскостопия и степени его развития следует использовать плантографпю (получение отпечатков подошвенной поверхности стоп), подометрию (вычисление по оттискам стоп процентного отношения величины различных частей стопы к длине и высоте сводов), рентгенографию стон в прямой и боковой проекциях и в боковой проекции с нагрузкой.
По тяжести деформации продольное плоскостопие разделяют на три стадии. Начальная (I) стадия проявляется болезненностью в стопах, особенно после нагрузки и в конце дня, болью в голеностопном суставе и с подошвенной поверхности стопы. Появляются чувство жжения, потливость стоп, необходимость изменять походку и положение стоп при ходьбе. В этой стадии предоставление покоя для стоп совершенно прекращает боли. Выраженная (II) стадия проявляется постоянными болями, более интенсивными, чем при I стадии.
Боли распространяются по задней большеберцовой мышце, могут ощущаться в бедренных и поясничных мышцах, что свидетельствует о нарушении статики всего тела. Запущенная (III) стадия выражается резкой деформацией стоп, поворотом их наружу, болезненной и затрудненной походкой. Наступают стойкие изменения в связочном аппарате, контрактура мышц, тугоподвижность между отдельными суставными поверхностями предплюсневых костей, артритические изменения в мелких суставах.