Особенности стопы танцоров. Перестройка костей ног у артистов балета
Балерина В., будучи на отдыхе в деревне, во время купания в реке подвернула стопу. С болыо и кровоподтеком по наружной поверхности голеностопного сустава она обратилась к местному хпрургу, который сделал рентгеновский спимок и, обнаружив тень костного фрагмепта в области заднего рога таранной кости (добавочная треугольная кость), расценил это как перелом заднего рога таранной кости и наложил гипсовую повязку на 1 мес.
Из-за ошибочного диагноза балерина длительное время была нетрудоспособной, наступила детренированность. После снятия гипсовой повязки был сделан коптрольпый рентгеновский снимок, на котором треугольная кость находилась в прежнем положении. Из анамнеза и при обследовании через месяц было установлено легкое повреждение передпей малоберцово-таранной связки. Было назначено восстановительное лечение. Только через 2,5 мес после травмы балерина смогла приступить к работе.
От постоянной чрезмерной нагрузки могут возникнуть перестроечные процессы костей, которые ошибочно могут быть приняты за травматические переломы; на самом же деле их следует трактовать как патологические переломы. Патогенез этих переломов, по мнению А. В. Русакова, Т. П. Виноградовой, В. П. Грацианского и др., связан с механическими факторами в виде нарушения функционального состояния стопы и усиления нагрузки на нее.
Т. П. Виноградова считает, что эти изменения в кости возникают в связи с усилением нагрузки, снижением устойчивости кости к этим нагрузкам, иногда не выходящим за пределы физиологических.
А. В. Гринберг дал схематическое изображение зависимости состояния костной ткани от степени механической нагрузки.
Физиологическая перестройка кости является процессом приспособительным, адаптационным. Если же рабочая перегрузка артиста балета не чередуется с отдыхом и покоем, то происходит кумуляция усталостных явлений кости, и тогда физиологическая перестройка может перейти в патологическое состояние, в патологическую перестройку, которая приводит уже к болезни, к недостаточности кости.
Балсрипа Г., солистка балета Большого театра, в первые годы работы время от времени ощущала боль в стопе. Был поставлен диагноз «растяжение связок стопы», назначены физиотерапевтические процедуры, массаж, теплые ванны. После отдыха и лечения боли исчезли, балерина снова начала работать. Выступала в ведущих партиях текущего репертуара, одновременно готовила новые роли. Нагрузка была большая. После незначительного прыжка вновь почувствовала боль в этой же стоне.
На рентгеновском снимке были видны изменения в виде перестройки ладьевпдпой кости, которые хирург трактовал как перелом. Гипсовая фиксация па 1 мес не дала срастания, ибо в центре кости уже была дегенеративная киста. После отдыха и физиотерапевтического лечения боль исчезла. Балерина танцует до настоящего вромепи.
Исходным моментом обызвествления хряща является изменение полимеризации хондроитинсульфата с образованием богатых энергией продуктов гликолиза и гликогонолиза.