Позиции ног в классическом балетном танце. Экзерсис и адажио
Система классического танца разработала позиции ног, рук, корпуса, головы. Позиции пог разработаны значительно полнее. Существует пять позиций ног в балете — I, ТТ, III, IV, V.
Классический танец — основа, на которой формируются различные национальные балетные театры в России, странах Европы, Америки, а за последние годы — Азии и Африки. Классический танец способствует выявлению национальных особенностей искусства. Многие театры в национальных республиках заняты творческими поисками. В каждой республике нашей страны выросли национальные балетные кадры. Среди пих немало выдающихся артистических индивидуальностей. Особенно отрадно, что артисты с мировым имопем появились и у тех народов, которые раньше почти не имели своей танцевальной культуры. Достаточно пазвать такие прославленные имона, как Г. Измайлова, Л. Сахьяпова, В. Бейгаеналиева, К. Кариева, или более молодое поколение — М. Сабирова, Р. Чокоева, И. Джандиери, В. Плетнев, В. Галстян и др.
Ежедневная нагрузка артиста балета складывается из трех элементов: класс, репетиция и спектакль.
Класс — ото ежедневные утренние упражнения для усвоения и совершенствования танцевальной техники. Во время класса происходит тренировка связок, мышц, их разогревание и поддержание навыков профессиональных движений. Длительность класса — один час. Состоит он из двух частей: экзерсис у станка и экзерис на середине. Экзерсис у станка танцовщик выполняет, держась рукой за станок (палку), укрепленную горизонтально к стопке. Экзерсис на середине — это выполнение тех жо элементов танца, но без поддержки за станок. Состоит он из двух частей: адажио и аллегро.
Адажио — плавный танцевальный комплекс, состоящий из поворотов, кругов и движений.
Основными элементами адажио являются: doveloppes (раскрывание ноги на 90° вперед, назад, в сторону); relevcs (приподнимание на высокие полупальцы); grands rands de jambe (большие круговые вращения ногой на полу или в воздухе); grands fouettes (большие повороты); entrechat (групна запосок с быстрыми и четкими ударами одной ногой о другую во время прыжка); renverse (повороты с запрокидыванием корпуса); раз assemble (прыжок с одной ноги и приземление на обе); pas ballonne (отскакивающий прыжок с одной ноги на ту же с раскрыванием ноги); pas ballotte (покачивание корпуса с прыжковым толчком с одной ноги на другую); pas jete (прыжок с одной ноги и приземление на другую); cabriole (прыжок с одним или двойным ударом одпой ноги о другую икроножными мышцами), pas assemble (прыжок с одпой ноги и приземление на обе). Аллегро — заключительная часть упражнений, состоящая из маленьких прыжковых движений (малое аллегро) и больших прыжков (большое аллегро).
Позиции ног у артистов балета
Во время урока травмы чаще всего возникают во второй части экзерсиса, при выполнении прыжков (апнтраша, ассамбле, баллоне, баллоте, жете, прыжки с заносками, кабриоль и т. д.).
На уроке количество травм минимальное и составляет, по нашим данным, 19%. Эти травмы относятся к разряду легких. Чаще всего это повреждения связочного аппарата голено-стопного сустава, стопы и колеппого сустава.
У мужчин в классе чаще наблюдаются повреждения связочного аппарата коленного сустава, стоп и повреждения поясничного отдела позвоночника. У женщин наиболее часты в классе повреждения связок голено-стопного сустава и стопы.