МедУнивер - MedUniver.com Все разделы сайта Видео по медицине Книги по медицине Форум консультаций врачей  
Рекомендуем:
Стоматология:
Стоматология
Анатомия полости рта
Детская и подростковая стоматология
КТ, МРТ, УЗИ полости рта и ЧЛХ
КЛКТ, КТ, рентген в имплантологии
Ортодонтия:
Ортодонтия
Высота окклюзии
Мини-имплантаты
Ортопедия:
Высота окклюзии
Протезирование коронками
Протезирование мостовидными протезами
Реставрация передних зубов
Штифтовые культевые конструкции (ШКК)
Пародонтология:
Пародонтология
Пластическая хирургия десны
Трансплантация кости (костная пластика)
Терапевтическая стоматология:
Терапевтическая стоматология
Реставрация передних зубов
Штифтовые культевые конструкции (ШКК)
Эндодонтия (эндодотическое лечение)
Хирургическая стоматология:
Хирургическая стоматология
Имплантология
Пластическая хирургия десны
Трансплантация кости (костная пластика)
Форум
 

Нанесение эмали на керамические виниры и финишная обработка

Детальные методы наслоения керамики были разработаны выдающимися техниками мира. Врачу понимание принципов наслоения керамики помогает оценить керамическую заготовку. Врачи, не имеющие четкого представления о работе зубного техника, часто ставят недосягаемые цели и требуют внесения нереальных изменений. С другой стороны, понимание процесса наслоения керамики дает врачу массу преимуществ:
1) усовершенствование приемов работы с керамическими реставрациями;
2) усовершенствование методов интраорального наслоения при изготовлении композитных реставраций.

Нанесение эмали на керамические виниры и финишная обработка
Поэтапное наслоение керамики. Вид до начала лечения и сразу после него (8а, 8b) пациента с комбинированными показаниями к установке АКР (типы IIВ, IIС и IIIA). Первый обжиг позволяет изготовить непрозрачную «дентиновую» основу сломанного зуба (8с-8е). За этим следует нанесение слоя обычного «дентина» (8f) и более прозрачной резцовой эмали (8g). «Дентиновый» слой инфильтрируется красителями, что позволяет смоделировать внутренние световые эффекты резцового края (8h). Окрашенный «дентин» покрывается внутренним полупрозрачным «эмалевым» слоем (8i, 8j), после чего производится второй обжиг (8к; обратите внимание на термоусадку коронки).
Нанесение эмали на керамические виниры и финишная обработка
Нанесение эмали на керамические виниры и финишная обработка
Небольшое уменьшение размеров заготовки (8l) позволяет осуществить поверхностное нанесение пигментов на «эмаль», за чем следует низкотемпературный (800°С) фиксирующий обжиг (8m). Окончательные точные размеры реставрации достигаются при помощи нанесения тонкого слоя «эмали» (8n) и последующего обжига (8о). Чтобы получить окончательную структуру поверхности и блеск, осуществляется глазурование и механическая полировка реставрации (8р). Огнеупорный материал удаляется при помощи микропескоструйной обработки только после завершения финишной обработки поверхности (8q). Обратите внимание на четкую вертикальную дольчатость (8r, 8s), естественный внешний вид, архитектуру и блеск вестибулярной поверхности (8t). Из-за рационального нанесения «дентина» (непрозрачный сердечник и обычный «дентин») невозможно обнаружить переход между опирающейся на зуб частью реставрации и свободным керамическим резцовым краем (8u). Окончательная эстетическая интеграция АКР возможна только при наличии адекватного десневого контура (обратите внимание на совершенную дистальную краевую адаптацию винира к десне) и хорошей реакции пародонта (8v).

Метод, представленный здесь, является рациональной и дидактической имитацией дентиноэмалевого «наслоения», существующего в природе; он базируется на использовании полевошпатной керамики (Creation, Klemo) и может применяться как для ламинирования металлокерамических сердечников, так и для непосредственного наслоения на огнеупорные штампы (изготовления виниров, вкладок и накладок). Этот метод включает 2-3 последовательных обжига, сопровождаемых лакированием (рис. 8):
1) обжиг непрозрачного «дентина» (опционно, только для пигментированных или сломанных зубов);
2) обжиг дентиноэмалевого сердечника;
3) обжиг наружного «эмалевого» слоя. Затем происходит финишная обработка и механическая полировка реставраций. Параметры и последовательность обжигов приводятся в таблице 1.

Нанесение эмали на керамические виниры и финишная обработка
Нанесение эмали на керамические виниры и финишная обработка
Поэтапное наслоение керамики. Окончательный вид после лечения и вид отпрепарированных зубов (9а-9с; черно-белая фотография представлена для того, чтобы обеспечить наилучшее восприятие яркости и насыщенности окончательных реставраций). Наслоение керамики всегда выполняется на рабочей модели мягких тканей; огнеупорные штампы дегидрированы, покрыты соединительной керамикой и обожжены (9d). При работе со сломанными зубами в первую очередь наносятся непрозрачные «дентиновые» порошки, что позволяет восстановить отсутствующий дентин (9е); они немедленно обжигаются (9f). Затем зуб полностью формируется при помощи «дентиновых» порошков (9g, 9h). Резцовый край и аппроксимальные поверхности подрезаются с формированием вогнутых поверхностей (7-9i). На рисунках 9е и 9i ракурс смещен к резцовому краю, чтобы улучшить восприятие положения материала по отношению к силиконовому шаблону.

На рисунках 9а-9с показаны фотографии, сделанные после окончания лечения, и вид отпрепарированных зубов пациента, на примере которого далее детально описываюся отдельные процедуры наслоения керамики.

а) Нанесение непрозрачного «дентина». Применения непрозрачного «дентинового» сердечника требуют две типовые ситуации: пигментированные зубы (см. раздел «Маскирующие эффекты») и перелом резцового края. В последнем случае недостаток естественного опорного дентина можно скомпенсировать нанесением непрозрачной керамики, которая имитирует контуры «препарированного» зуба (рис. 9d-9f). Отсутствие непрозрачного сердечника приводит к увеличению поглощения света на участке реставрации, где отсутствует естественный подлежащий дентин.

Точно так же при работе с пигментированными зубами отсутствие тонкого слоя непрозрачного «дентина» приведет к недостаточности маскирующей функции виниров. Для этой цели можно использовать «дентин» с высоким значением яркости.

б) Нанесение дентина. Кроме тех случаев, когда требуется специальное предварительное изготовление непрозрачного сердечника (как упомянуто выше), наслоение керамики может начинаться с нанесения «дентиновых» порошков. Используется керамика базового цвета (обычно в несколько оттенков: с более высокой насыщенностью цвета в пришеечной области и более высокой яркостью в резцовый области). «Дентин» наслаивается до достижения истинного размера зуба при помощи нёбного силиконового шаблона, оттиснутого с восковой диагностической модели (рис. 9g и 9h).

в) Подрезка. Затем базовая заготовка уменьшается, особенно на резцовом и аппроксимально-резцовом уровнях, что позволяет освободить место для нанесения других порошков (рис. 9i). Подрезанный «дентин» должен воспроизводить дентинную структуру резцового края, показанную на рисунке 1-2. Для центральных резцов эта архитектура обычно включает 3 основные вертикальные доли, или мамелона. При нанесении керамических масс в качестве эталона постоянно используется восковая модель (в форме нёбной силиконовой модели).

г) «Эмалевый» резцовый край. На мезиальном и дистальном углах резцового края наносятся 2 выраженных «рожка» чистой «эмали» (рис. 9j и 9к). Их точное положение и длина определяются нёбным силиконовым шаблоном (рис. 9l). Эти мезиальный и дистальный резцовые «рожки» очерчивают с нёбной стороны перегородку резцового края, которая формируется за счет последующих вертикальных наслоений «эмали» (рис. 9m и 9n). Естественности ее вида можно добиться путем чередования «эмалевых» порошков с различной прозрачностью и цветовой насыщенностью.

Полностью прозрачная резцовая керамика может быть смешана с окрашенными порошками, что позволяет получить широкий диапазон оттенков. Также можно использовать тонированные «эмалевые» керамики. Резцовый край наслаивается с некоторым превышением нормального размера (приблизительно на 0,5 мм длиннее и толще силиконового шаблона), поскольку следует учитывать усадку керамики при обжиге.

д) Окраска «дентина». Резцовая перегородка используется в качестве основы для инфильтрации «дентиновых» порошков, модифицированных при помощи насыщенных пигментов (рис. 9о). Различные внутренние эффекты резцового края создаются путем сбалансированного нанесения флуоресцентных и нефлуоресцентных пигментов (рис. 9р-9r). Флуоресцентные пигменты позволяют создать зоны с высокой насыщенностью цвета (например, для имитации дентинных сосочков), тогда как нефлуоресцентные пигменты, как правило, обладают низкой цветовой насыщенностью (рис. 9r).

Различные внутренние тона и эффекты можно четко воспроизвести, используя фотографию контрольного интактного зуба. Та же процедура применяется и при работе с нёбной поверхностью.

Нанесение эмали на керамические виниры и финишная обработка
Резцовая перегородка первоначально формируется в результате нанесения мезиального и дистального инкрементов или резцовых «рожков» (9j, 9k). Их длина соответствует силиконовому шаблону (9l). Чтобы достроить остальную часть резцового края, используются вертикальные наслоения «эмали» с добавлением различных полупрозрачных и окрашенных керамических порошков; окончательная длина перегородки должна быть больше шаблона приблизительно на 0,5 мм (9m, 9n). Затем стенка пропитывается окрашенными «дентинами» (желтоватая зона на 9о), чтобы сымитировать внутренние специальные эффекты резцового края (сосочки дентина). Эти «дентины» модифицируются при помощи флуоресцентных (например, In Nova, Creation) и нефлуоресцентных пигментов (например, Make Up, Creation); оба типа пигментов представлены в широком диапазоне оттенков (9р). УФ-излучение подчеркивает их различия (9q). Даже темные оттенки In Nova могут иметь хорошую базовую яркость из-за флуоресценции, в то время как яркие пигменты Make Up при определенных условиях освещения могут казаться темными (9r). Сформированная резцовая перегородка должна быть тонкой (9s). Те же этапы наслоения повторяются на нёбной поверхности (9t). Предварительное «эмалевое» покрытие (внутренний слой «эмали») наносится с использованием тонированной «эмали» (9u-9w). Зуб должен быть крупнее нормального, чтобы скомпенсировать последующую усадку при обжиге.
Нанесение эмали на керамические виниры и финишная обработка
После обжига реставрация несколько уменьшается в объеме, при этом имеет все внутренние эффекты и цветовые характеристики дентина (9х). В данном нёбном ракурсе виден резцовый край с низким значением насыщенности цвета и однородными непрозрачными долями «дентина» в глубине (9у). Первая эмалевая оболочка должна быть немного меньше шаблона (9z), чтобы можно было нанести дополнительные элементы и осуществить последующее «эмалевое» покрытие. Чтобы увеличить свободное пространство на аппроксимально-резцовом уровне, часто приходится подшлифовывать керамику (9z, головки стрелок). На редуцированную поверхность можно наслоить мелкие белые пятна и линии «трещин» (9аа). Обратите внимание на эти эффекты на дистально-резцовом углу левого центрального резца (7-9аа, головка стрелки). После низкотемпературного обжига пигменты были покрыты внешней эмалевой оболочкой (9bb), при этом воссоздается окончательная форма зуба (9сс). После последнего обжига основная форма зуба не должна требовать изменений (9dd, 9ее).

е) «Эмалевое» покрытие и первый обжиг. В ходе этого этапа на тонкую окрашенную «дентинную» стенку (рис. 9s и 9t) наносится внутренний слой «эмали»; вся вестибулярная поверхность покрывается комбинацией прозрачных и опалесцирующих порошков, специально разработанных для имитации оттенков эмали. Пришеечная, средняя и резцовая трети вестибулярной поверхности наслаиваются отдельно. Сначала наносятся специальные прозрачные пришеечные «эмали» (рис. 9u), за чем следует создание центрального «пояса», покрывающего среднюю треть зуба (рис. 9v).

В соответствии с цветом контрольного интактного зуба (темный или яркий) используются различные комбинации тонированной «эмали», но они всегда наносятся поочередно путем незначительных вертикальных приращений (рис. 9v). При необходимости на аппроксимально-резцовом уровне можно наносить специальные синие полупрозрачные «эмалевые» порошки. В последнюю очередь «эмалевыми» порошками, которые могут иметь некоторую опалесценцию, наслаивается оставшаяся часть резцовой трети вестибулярной поверхности (рис. 9w).

После обжига (второго при лечении сломанных зубов) реставрация должна иметь 3 характерные зоны, четко различающиеся насыщенностью цвета: высокая насыщенность в средней трети, средняя - в пришеечной и низкая - в резцовой (рис. 9х и 9у). Это распределение насыщенности отмечается у 60-70% естественных зубов.

ж) Модифицированная эмалевая оболочка и обжиг. На этой стадии размеры реставрации должны быть немного уменьшены (рис. 9х). Может возникнуть необходимость несколько подрезать поверхностный слой керамики, чтобы создать одинаково тонкое пространство для нанесения внешнего «эмалевого» слоя (рис. 9z).

Нанесению этого последнего слоя обычно предшествует имитация характерных особенностей эмали, например, белых пятен и линейных «трещин» (рис. 9аа). Низкотемпературный обжиг (800°С) позволяет фиксировать эти пигменты перед наслаиванием окончательной внешней полупрозрачной эмалевой оболочки. В данном случае можно снова наносить различные порошки поочередно в виде вертикальных наслоений (рис. 9bb и 9сс). На этой стадии показано применение прозрачной/полупрозрачной опалесцирующей «эмали».

Поскольку этот слой тонок, при обжиге произойдет лишь небольшая усадка, что позволит осуществить точный контроль окончательной формы и объема. Последний обжиг выявляет внутреннюю пигментацию и структуру реставрации (рис. 9dd и 9ее).

з) Контурирование. Поскольку большинство специальных эффектов (например, имитация пигментированного дентина, дефектов эмали) обеспечивают более глубокие слои керамики, можно производить шлифование поверхности без изменения этих существенных характеристик. Можно значительно облегчить окончательное контурирование реставрации, если отметить карандашом основные ориентиры поверхности коронки (рис. 9ff и 9gg). Гребни и углы линии перехода можно смягчить или подчеркнуть при помощи алмазных боров.

Перед проработкой тонких деталей структуры поверхности необходимо обеспечить ее адекватную морфологию, особенно это касается вертикальной дольчатости вестибулярной поверхности реставрации. Микроскопические горизонтальные линии роста должны воссоздаваться (если это необходимо) только на последней стадии обработки, иногда даже после глазурования. Любое контурирование должно выполняться относительно новыми алмазными инструментами.

Специалист, работающий с керамикой, должен знать о возможных проблемах, связанных с использованием старых боров: выпавшие алмазные частицы не только вызывают преждевременный износ боров, но могут также обусловить загрязнение поверхности керамики металлом основы бора. Отмечалось загрязнение керамики реставрации никелем43. Как следствие, были предложены новые алмазные боры, обладающие режущей поверхностью без включений металлического связующего вещества между алмазными кристаллами, но они все еще находятся на стадии разработки.

е) Глазурование и финишная обработка поверхности. В литературе было описано множество механических методов полировки, и все они сравнивались с «золотым стандартом» - глазурованием керамики. Некоторые авторы отметили превосходную гладкость глазурованных реставраций, другие, однако, отдают предпочтение механической полировке. Haywood и соавт. даже пришли к выводу, что гладкость реставрации при интраоральной полировке керамики может быть равной или превосходить гладкость глазурованной керамики.

На сегодня признано, что при полировке улучшаются эстетические свойства окончательной реставрации. Однако степень успеха любой техники полировки по-прежнему зависит от уровня плотности керамики и условий обжига, поскольку при полировке нельзя полностью устранить пористость керамики, как это происходит при обжиге натуральной глазури. Поэтому можно предлагать комбинировать глазурование с полировкой, что позволит улучшить как эстетические, так и поверхностные характеристики реставрации.

Механическая полировка обычно начинается с применения алмазно-силиконовых дисков (рис. 9hh и 9ii), за чем следует поверхностное глазурование (нанесение жидкой глазури) или автоглазурование, учитывая, что поверхностное глазурование обычно смягчает структуру поверхности. Высоких отражающих свойств поверхности реставрации можно достичь при помощи пемзы и карбоната кальция (Sigolin, Thompson Siegel).

Нанесение эмали на керамические виниры и финишная обработка
Углы линии перехода, доли и линии роста отмечены карандашом, что помогает в оптимизации морфологии и контурировании поверхности. (9ff; на вставке приводится черно-белая фотография). В ходе механического контурирования и финишной обработки керамические реставрации должны оставаться на штампах (9gg). Для предварительной финишной обработки можно использовать алмазно-силиконовые диски, войлочные наконечники и алмазную пасту (9hh). Вестибулярный ракурс виниров перед глазурованием (9ii). После глазурования можно использовать плотный грушевидный войлочный наконечник и пемзу (9jj). Окончательный блеск (9kk, 9ll) достигается при помощи щеток и карбоната кальция.
Нанесение эмали на керамические виниры и финишная обработка
Окончательный вид реставраций после удаления огнеупорного материала (9mm). Поскольку модель мягких тканей не является точной для определения окклюзионных взаимоотношений, установка виниров на оригинальный гипсовый штамп может оказаться невозможной (9nn, головка стрелки указывает на неполную установку реставрации). Для выверения окклюзии должна использоваться монолитная модель. Прямой и контровый свет (9оо, 9рр) показывают успешную работу техника: свободная резцовая часть реставрации не отличается от опирающейся на зуб пришеечной части реставрации, эти 2 зоны невозможно отличить, несмотря на очень разное основание (обратите внимание на прилагающийся снимок отпрепарированных зубов на рисунке 9оо).
Нанесение эмали на керамические виниры и финишная обработка
Нанесение эмали на керамические виниры и финишная обработка
УФ-излучение, используемое для оценки флуоресценции, позволяет рассмотреть сбалансированную комбинацию различных пигментов (9qq). Использование губной помады делает зубы более яркими и подчеркивает цветовые особенности эмали (9rr). На окончательных снимках очевидна удовлетворительная интеграция с зубами нижней челюсти (9ss-9uu).

Карбонат кальция - часто используемый в зубных пастах абразивный материал. Он мягче и мельче, чем пемза, и позволяет осуществлять тонкую финишную обработку поверхности керамики. Он наносится щетками и войлочными наконечниками (рис. 9jj) при различных скоростях вращения. Для финишной обработки гладких поверхностей и выпуклостей идеально подходят щетки с длинной щетиной, используемые на относительно высоких скоростях, в то время как щетки с короткой щетиной, используемые на низкой скорости, лучше всего подходят для финишной обработки волнистых поверхностей и вогнутостей.

На этой стадии реставрация все еще соединена с огнеупорным штампом (рис. 9kk и 9ll). После завершения финишной обработки поверхности штамп необходимо удалить при помощи пескоструйной обработки (стеклянные шарики, 50 мкм). Механическая полировка требует физической опоры, которую осуществляет подлежащий огнеупорный штамп, и его преждевременное удаление приводит к увеличению риска излома реставрации при обработке керамики.

Очищенные посредством пескоструйной обработки керамические заготовки (рис. 9mm) можно установить на гипсовые штампы (рис. 9nn), но окончательный контроль аппроксимальных контактов в идеале достигается при помощи монолитной модели.

При клинической примерке не должна появиться необходимость значительной коррекции, особенно если были выполнены соответствующие диагностические этапы. Поскольку на этой стадии реставрация механически больше не поддерживается штампом, любой коррекционный обжиг может выполняться только с легкоплавкой керамикой (например, Duceram-LFC, Ducera). Для случая, описанного на рисунке 9, коррекции не потребовалось.

На заключительных фотографиях можно отметить адекватную непрозрачность керамической сердцевины, связанную с использованием непрозрачного «дентина» (см. рис. 9оо и 9рр), как и достаточный уровень люминесценции (см. рис. 9qq), поскольку в структуру реставрации были интегрированы флуоресцентные пигменты. Последний штрих - индивидуализация и внутренняя пигментация эмалевой оболочки, которые имитируют опалесценцию и естественные дефекты эмали (см. рис. 9rr).

- Вернуться в оглавление раздела "Стоматология"

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 17.10.2022

Медунивер Мы в Telegram Мы в YouTube Мы в VK Форум консультаций врачей Контакты, реклама
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.