Чрезмерная длительность репетиций танцев. Отсутствие разминки перед танцем
Чрезмерная длительность репетиций. Репетиция связана с выполнением одних и тех же движений текущего репертуара, что вызывает утомление нервных центров еще до наступления физической усталости. С точки зрения травматизма и перегрузок большое значение имеет наступающее при утомлении расстройство координации движений, а также расстройство защитных реакций и внимания.
Этот чрезвычайный труд далеко не одинаково переносится артистами балета, что зависит от типа нервной системы, занятости в спектаклях текущего репертуара, подготовки новых партий. Наблюдения показывают, что проводимые с полной нагрузкой, но короткие репетиции (до 1,5 ч) дают больший творческий подъем у артистов балета, чем длительные репетиции с частыми повторениями одних и тех же элементов.
Отсутствие контроля педагога за проведением разминки перед спектаклем. Физиологи указывают, что разминка приводит к резкому повышению работоспособности организма, его систем и обеспечивает их быстрое включение в работу на высоком уровне. При разминке артист балета как бы восстанавливает в ослабленном виде выработанный им и зафиксированный в высших отделах нервной системы динамический стереотип. Разминка перед выступлением является мощным профилактическим мероприятием травм и перегрузок.
Педагог хорошо знает возможности своих учеников и перед спектаклем он обязан дать советы по количеству и качеству разминки.
Нарушение трудовой дисциплины имеет большое значение в появлении перегрузок и травм: а) опоздание на урок, репетицию или даже спектакль ведет к торопливости, ненужному волнению, неразогреванию ног перед спектаклем и отсутствию времени для массажа или самомассажа; б) непосещение класса — артист балета иногда позволяет себе не прийти утром на урок в класс.
Все ведущие танцовщики прошлого и настоящего времени не могли обходиться без ежедневного экзерсиса, какая бы обстановка их не окружала, где бы они не находились, поскольку экзерсис — это тот фундамент, на котором стоит все здание хореографического искусства. А. Я. Ваганова рекомендовала заниматься экзерсисом даже во время отпуска, что позволяет сразу же приступить к более трудной работе.
Отсутствие или недостаточный контакт педагога и врача. В спортивной практике тренер не выпустит команду на соревнование без осмотра врачом. Этот же принцип следует внедрить в практику балетную— перед выступлением педагог или руководитель танцевального коллектива без врачебного осмотра не должен выпускать танцовщиков на сцену. В случае выявления изменений в состоянии танцовщика его своевременно заменяют дублером. Врачебный осмотр артистов балета необходимо проводить и перед репетицией для того, чтобы дать рекомендации по интенсивности нагрузок.
Педагог должен плотно взаимодействовать с медицинским персоналом, так как при этом взаимодействии он получает медицинские знания, а врач — особенности трудного, но прекрасного хореографического искусства.