Экспертиза трудоспособности при повреждениях связок голеностопного сустава, травмах коленного сустава
Раннее включение артистов балета в профессиональную деятельность, когда еще организм не подготовлен к ней после длительного перерыва в работе, вызывает неблагоприятное воздействие на ослабленные мышцы ног и сердечную мышцу. В этом случае важное значение врачами придается своевременной и полноценной диспансеризации, т. е. динамическому врачебному контролю. Диспансеризация включает комплекс врачебных обследований, которые выявляют степень подготовленности организма к тем нагрузкам, к которым должен приступить артист балета. С помощью физиологических обследований врач своевременно дает совет по применению профилактических средств по восстановлению балетной формы.
Восстановление балетной формы в ранние сроки и с полноценным комплексом лечебных мероприятий имеет большое значение как для сохранения профессионального мастерства артиста балета, так и для предупреждении последующих травм и перегрузок опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.
Экспертиза трудоспособности при повреждениях связок голеностопного сустава у артистов балета имеет большое значение для предупреждения последующих осложнений. Так, из-за отсутствия полного срастания поврежденных волокон, связок и растянутой капсулы возникают неустойчивость в голеностопном суставе, постоянные подворачивания стопы, уплотнение разошедшихся концов, образование грубых рубцов, которые вызывают боли во время положения стопы на пальцах и полупальцах. Для предупреждения подобных осложнений необходима квалифицированная диагностика повреждений связок, а затем лечение — фиксация гипсовой повязкой типа «сапожок» на 2—3 нед при повреждении связок средней степени с последующим проведением всего комплекса восстановительного лечения. Трудоспособность при этих повреждениях нарушается у танцовщиков на 35—40, у балерин — на 45—50 дней.
При повреждениях связок легкой степени трудоспособность у танцовщиков нарушается на 10—12, у балерин— на 12—14 дней. При переломе костей, составляющих голеностопный сустав, трудоспособность артистов балета нарушается на длительный срок-—до 4 мес. Изучение отдаленных результатов лечения при этих повреждениях показало, что ранняя квалифицированная помощь, а затем лечение в специализированном отделении и последующее диспансерное наблюдение позволяют артисту балета вернуться к сценической деятельности и продолжать повышать свое творческое мастерство.
При повреждениях коленного сустава экспертиза трудоспособности сложна, так как эти травмы у артистов балета относятся к разряду тяжелых, ведущих к длительной нетрудоспособности. Часто врачами неправильно ставится диагноз закрытого повреждения коленного сустава, а отсюда и неправильно назначенное и безуспешное лечение в течение длительного времени. У артиста балета в этом случае снижается балетная форма, наступает детренированность. Изучение отдаленных результатов лечения поврежденных менисков у артистов балета показало, что в ранние сроки после травмы мениска необходимо провести лечение, направленное на срастание мениска.
Если это лечение не дает успеха, то следует раньше решать вопрос об оперативном удалении поврежденного мениска. Исход оперативного лечения и сроки нетрудоспособности прямо пропорциональны времени от момента травмы до операции, количеству предшествующих травм и наличию хронического синовита. Обычно после операции по поводу удаления поврежденного мениска артисты балета выписываются через 2—3 нед н быстро восстанавливают свою балетную форму.
Восстановление балетной формы после удаления одного мениска происходит в течение 3 мес у исполнителей классического танца, у исполнителей народного танца — через 3,5—4 мес. При удалении обоих менисков сроки нетрудоспособности увеличиваются у классических танцовщиков до 4 мес, у исполнителей народного танца — до 5 мес.
После повреждения мениска у артистов балета в коленном суставе может образоваться деформирующий артроз. Деформирующий артроз отрицательно влияет на сроки нетрудоспособности и на восстановление балетной формы. В послеоперационном периоде он осложняется синовитом, лечение которого представляет особые трудности. Наблюдения показали, что у ряда артистов балета в отдаленные сроки после удаления менисков получены неудовлетворительные результаты из-за развития деформирующего артроза и выраженного хронического сииовита. Общая трудоспособность у них не нарушена, но профессиональная в прежнем коллективе становится невозможной. Они бывают вынуждены перейти на педагогическую работу.
Причинами неудовлетворительного результата лечения могут быть: тяжесть повреждения, неправильная и несвоевременная диагностика, а отсюда неправильная тактика лечения, позднее обращение в квалифицированное травматологическое учреждение, отсутствие тщательной ревизии коленного сустава, неполное удаление мениска, неправильное послеоперационное ведение больного, без применения всего комплекса восстановительного лечения с включением профессиональных движений, недисциплинированность артиста балета — ранняя нагрузка без разрешения врача, отсутствие диспансерного наблюдения после выписки из стационара.