Регистрация движений нижней челюсти. Феномен Христенсена.
Анатомическая постановка зубов в среднем артикуляторе не всегда обеспечивает при движениях нижней челюсти контакт в области жевательных зубов. Это объясняется тем, что средний анатомический артикулятор сконструирован на основе средних измерений наклона суставного и резцового путей. Поэтому в тех случаях, когда у больного имеются значительные индивидуальные отклонения от этих средних измерений (очень крутой или очень плоский суставной путь), анатомическая постановка зубов в среднем артикуляторе не достигает цели.
В этих случаях приходится произвести постановку зубов в индивидуальном анатомическом артикуляторе и заниматься индивидуальным определением наклонов суставного и резцового пути, что производится при помощи внеротовой и внутриротовой записи.
Для внеротовой записи суставного пути можно пользоваться регистрирующим аппаратом Гизи. Этот аппарат состоит из металлической подковообразной пластинки и лицевой дуги. Подковообразная пластинка укрепляется на нижнем восковом валике в области фронтального участка и соединяется с лицевой дугой. Концы лицевой дуги снабжены карандашами и устанавливаются в области суставов. На щеку впереди уха накладывают бумагу, к которой направлены концы карандашей.
При движениях нижней челюсти вперед передвигаются также карандаши, которые регистрируют, таким образом, направление суставного пути на бумаге.
Для записи боковых движений нижней челюсти изменяют направление карандашей, которые устанавливают своими пишущими концами не по направлению к суставной головке, а вверх. Под карандашами укладывают бумагу, на которой карандаш оставляет следы при движении нижней челюсти в сторону.
Для записи угла резцового скольжения устанавливают карандаш не в области суставных головок, а в области фронтальных зубов. Пишущий конец карандаша должен быть расположен горизонтально по направлению к резцовой точке, а бумага — в плоскости верхнечелюстного шва. Движение нижней челюсти отмечается на бумаге и, таким образом, получают угол резцового скольжения. Такова техника внеротовой записи по Гизи.
Феномен Христенсена.
При внутриротовой записи используется феномен Христенсена, который заключается в следующем. Определив во рту при помощи прикусных шаблонов и валиков центральную окклюзию, загипсовывают модели в арти-куляторе и вводят вторично шаблоны с валиками в рот, предлагая пациенту выдвинуть нижнюю челюсть. В этом случае между валиками в области коренных зубов образуется просвет, который называется феноменом Христенсена (по фамилии автора, впервые описавшего его).
Между верхними и нижними окклюзионными валиками в области боковых зубов вкладывают размягченные восковые шарики и предлагают пациенту сомкнуть валики в положении передней окклюзии. Шарики раздавливаются и принимают клиновидную форму соответственно форме образующегося просвета. Прикусные шаблоны склеивают во рту, вынимают и переносят на модели, ранее загипсованные в артйкуляторе в состоянии центральной окклюзии. Для того чтобы шаблоны сидели правильно на модели, необходимо нижнюю модель выдвинуть вперед и немного опустить ее задний край.
Внутриротовая запись предложена впервые в 1914 г. Эйхентопфом. Она осуществляется следующим образом. На окклюзионной поверхности верхнего валика укрепляют четыре небольших штифтика, выступающих из воска на 1—2 мм: два в области центральных резцов и два в области моляров (на правой и левой сторонах). На нижнем окклюзионном валике в местах, расположенных против этих штифтиков, делают выемки, которые заполняют пластической массой или незатвердевшей амальгамой.
Затем нижний и верхний шаблоны вводят в рот и принимают меры к закрытию больным рта в состоянии центральной окклюзии. После этого предлагают больному двигать нижнюю челюсть вперед и в стороны, и штифтики при движении нижней челюсти бороздят мягкую амальгаму на нижнем валике.
Таким образом, получают индивидуальную запись движений нижней челюсти. После этого вынимают шаблоны изо рта, дают амальгаме затвердеть и при помощи шаблонов переносят модели в индивидуальный бессуставный артикулятор.