MedUniver Профилактика
  Домой Медицинский фото атлас Психология отношений Медицинские видео ролики Медицинская библиотека Консультация врача  
Профилактика заболеваний:
Профилактика заболеваний
Безопасный дом и квартира
Выбор одежды и обуви
Закаливание организма
Обследование больного
Основы профилактики
Полезный отдых
Правильное питание
Профилактика у детей
Лихорадка у детей и взрослых
Проявления болезни
Советы народной медицины
Что значат анализы?
Болезни рук и реабилитация при них
Болезни танцоров и их реабилитация
Профилактика алкоголизма
Профилактика в урологии
Работа подростков и охрана их труда
Рекомендации больным
Органы чувств:
Оценка органов чувств
Болезни органов чувств
Травмы органов чувств
Рекомендуем:
Книги по медицине
Видео по медицине
Фотографии по медицине
Консультации врачей
Форум
 

Мышцы голени у артистов и танцоров. Коленный сустав танцоров балета

Эта часть опорно-двигательного аппарата расположена между коленным и голеностопным суставами. Она образована большеберцовой и малоберцовой костями, соединенными мощной межкостной перепонкой голени. У артистов балета голень несет большую нагрузку при исполнении прыжков и приземлений.

Мышцы голени у артистов балета развиты сильно, ибо к ним предъявляются большие требования во время исполнения как классических, так и народных танцев. На голени расположены 3 мышцы-разгибатели и 8 мышц-сгибателей: передняя большеберцовая, длинный разгибатель большого пальца, длинная и короткая малоберцовые мышцы, длинный сгибатель большого пальца, длинный сгибатель пальцев стопы и трехглавая мышца. Икроножная мышца с двумя головками (латеральной и медиальной) и камбаловидная мышца составляют трехглавую мышцу голени. Все три головки, соединяясь вместе в дистальном отделе, переходят в пяточное (ахиллово) сухожилие, которое прикрепляется к пяточной кости. Трехглавая мышца у артистов балета развита хорошо, так как выполняет большую нагрузку при прыжках, вставании па пальцы и полупальцы. С годами мышца приобретает силу, эластичность, развивается рабочая гипертрофия ее волокон и увеличивается ее окружность.

Исследования показали, что окружность голени толчковой ноги на 1 —1,5 см больше работающей. Миотонометрия (определение тонуса мышц) показывает, что упругость мышц голени толчковой ноги больше, чем работающей, и упругость медиальной головки икроножной мышцы больше, чем латеральной. Это связано с тем, что при вставании на пальцы и полупальцы опора падает на I, II, III пальцы и, следовательно, медиальная головка напрягается в большей степени, нежели латеральная. Знание этого необходимо при постановке диагноза повреждения икроножной мышцы. Повреждается, как правило, чаще медиальная головка. Форма мышц голени у артистов балета бывает различная: плоская («камбаловидная») и овальная («грушевидная», или как ее еще называют «пузырчатая»).

У артистов балета компактное вещество большебер-цовой кости достигает толщины 2 см, и резко сужена костномозговая полость. Это является приспособительной реакцией (рабочей гипертрофией) в ответ на профессиональную нагрузку. Но если эта нагрузка переходит границы физиологических возможностей и становится чрезмерной в результате ежедневных прыжковых партий, нерегулярности нагрузок, порою чрезмерных, то кости голени не выдерживают этой нагрузки и начинается болезненный процесс в виде периостоза, появления зон патологической перестройки с болезненными проявлениями. Этот патологический процесс развивается по передней поверхности большсберцовой кости в связи с развитием профессиональной приспособительной рекурвации коленного сустава и голени, так что ось наибольшей нагрузки проходит через переднюю часть большеберцовой кости.

Коленный сустав — один из наиболее крупных и сложных суставов. Он относится к вращательно-блоковидным сочленениям. Образуется коленный сустав дистальным (периферическим) отделом бедренной кости с медиальным и латеральным мыщелками, проксимальным (центральным) отделом большеберцовой кости и задней суставной поверхностью надколенника. Между мыщелками бедренной кости имеется глубокая межмыщелковая ямка. Медиальный мыщелок бедренной кости более развит, что обусловливает физиологический вальгус колена 7—8°.

Мыщелки бедренной кости покрыты хрящевой гиалиновой тканью. Проксимальный конец большеберцовой кости утолщен и имеет два суставных мыщелка — медиальный и латеральный. Суставные поверхности разделены межмыщелковыми бугорками.
В коленном суставе артистов балета часто увеличены межмыщелковые бугорки большеберцовой кости, что далеко не всегда является признаком деформирующего артроза. Эти изменения усиливают скелет и являются благоприятными приспособлениями к большой нагрузке. Подобные явления гипертрофии костной ткани наблюдаются и у спортсменов. Это объясняется тем, что вовремя танцев происходят форсированные вращения голени, требующие надежной крепости как крестообразных и коллатеральных связок, так и мышц бедра.

Крепость и сила связок и мышц, окружающих коленный сустав, приобретаются в результате раннего начала занятий балетом. Исследования показывают, что окружность бедра увеличивается в течение сценической деятельности артистов балета. При снижении или прекращении творческой деятельности эта гипертрофия уменьшается, ибо в функциональной деятельности она становится менее необходимой. У артистов балета, исполняющих прыжковые партии, происходит увеличение межмыщелковых бугорков и уплощение мыщелков бедренной кости.

мышцы голени у артистов

Капсула коленного сустава укреплена связочным аппаратом и сухожилиями мышц. С передней поверхности сустав укреплен единственным разгибателем колена — четырехглавой мышцей бедра. Сухожильное прикрепление мышцы сливается с фиброзной капсулой сустава.

Четырехглавая мышца бедра своим сухожилием прикрепляется к большеберцовой кости тремя частями. В это сухожилие вплетаются мышечные волокна прямой мышцы, промежуточной широкой мышцы и большая часть волокон медиальной и латеральной широкой мышцы бедра. Дистальные мышечные пучки обеих широких мышц своими сухожилиями не прикрепляются к надколеннику, а проходят по обе стороны его вниз в виде медиальной и латеральной поддерживающей связки надколенника.

Участок сухожилия между нижним краем надколенника и большеберцовой костью носит название связки надколенника. Ширина ее 2—3 см, толщина до 0,5 см. Проксимальная треть связки надколенника отделена от синовиальной оболочки сустава поднадколенниковым жировым телом. В результате выполнения большого количества движений за короткий период времени у артистов балета наблюдается гипертрофия жировых тел, в последующем могут наблюдаться их ущемления и хроническая травматизация.
В укреплении капсулы сустава принимает участие широкая фасция бедра, покрывающая нижние отделы четырехглавой мышцы, надколенник и фиброзную капсулу.

Укрепляющими связками капсулы сустава сзади служат косая подколенная связка, сухожилие полуперепончатой мышцы и дугообразная подколенная связка.
С внутренней стороны с капсулой тесно связаны верхняя часть большеберцовой коллатеральной связки и сухожилия полусухожильной и полуперепончатой мышц. Необходимо отметить еще роль суставной мышцы колена, пучки которой прикрепляются к проксимальному отделу капсулы сустава и натягивают кверху конец верхнего заворота синовиальной оболочки при разгибании голени.

Мышцы, окружающие коленный сустав, особенно четырехглавая, имеют большое значение в его устойчивости. При атрофии и снижении их тонуса отмечается симптом «выдвижного ящика» и неустойчивости колена, несмотря на целость крестообразных связок.

«Во время танца мышцы бедра должны находиться в состоянии напряжения, быть собранными», — по выражению выдающегося педагога Л. Я. Вагановой, при «распускании» мышц происходят различные травмы вследствие неустойчивости коленного сустава.

Медиальная широкая мышца играет большую роль при внутренних повреждениях коленного сустава. Атрофия этой мышцы и снижение ее тонуса наблюдается при повторных травмах коленного сустава у артистов балета.

Между сухожилиями и фасциями, окружающими коленный сустав, располагаются синовиальные сумки и завороты. Синовиальные сумки — это полости, непостоянно встречающиеся у места прикрепления сухожилия к кости, они редко сообщаются с суставом. Завороты — это постоянно имеющиеся выпячивания капсулы сустава.

Суставная полость коленного сустава представляет собой щель, которая становится полостью тогда, когда в ней скапливается жидкость при различных патологических состояниях (кровоизлияние, синовит, гнойные воспаления и т. д.).

Капсула коленного сустава состоит из двух слоев — наружного (фиброзного) и внутреннего (синовиального). Суставная капсула имеет 9 заворотов. Синовиальная оболочка коленного сустава является важным образованием. Она не везде гладкая, образует местами складки, содержащие большое количество жира и пронизанные сетью сосудов. Синовиальная оболочка богата ворсинами, в которых заложены клетки, выделяющие муцин (слизистое белковое вещество). При усиленной работе количество ворсин увеличивается для выделения большего количества муцина.

- Читать далее "Связки и мениски коленного сустава. Функции связочного аппарата колена"


Оглавление темы "Опорно-двигательный аппарат танцоров и артистов балета":
  1. Опорно-двигательный аппарат артистов балета. Стопа - как произведение искусства
  2. Своды стопы в норме. Изменения сводов стопы у балерин и танцовщиков
  3. Сесамовидные(добавочные), сверхкомплектные(дополнительные) кости стопы. Старение стопы
  4. Строение голеностопного сустава и движения в нем. Патология голеностопа
  5. Мышцы голени у артистов и танцоров. Коленный сустав танцоров балета
  6. Связки и мениски коленного сустава. Функции связочного аппарата колена
  7. Бедро артистов и танцоров балета. Бедренная кость и бедренные мышцы
  8. Таз танцоров. Тазобедренный сустав артистов балета
  9. Анатомия и физиология верхних конечностей. Руки танцоров
  10. Позвоночник танцора. Грудная клетка и мышцы туловища у артистов балет
Загрузка...

   
MedUniver.com
ICQ:493-344-927
E-mail: reklama@meduniver.com
   

Пользователи интересуются:

Будем рады вашим вопросам и отзывам:

Полная версия сайта