Опорно-двигательный аппарат артистов балета. Стопа - как произведение искусства
Изучение основ анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата, анатомо-профессиональных особенностей его у артистов балета, а также знание причин травм и заболеваний оиорно-двигательного аппарата имеет большое значение не только для профессиональной подготовки будущих танцовщиков, но и для ежедневного контроля за состоянием своего организма в соответствии с профессиональной нагрузкой.
Все движения экзерсиса оцениваются педагогами с точки зрения их полезности для балета. Но различные возможности каждого человека требуют индивидуального развития мышц и связок. А для этого надо знать анатомию и физиологию организма. Ф. В. Лопухов в своей книге «Хореографические откровенности» одну из глав посвятил связкам и мышцам. Он сам ходил в анатомический театр, где знакомился с анатомией, чтобы познать совершенную структуру тканей, способных выдерживать огромную нагрузку физкультуры и хореографии.
Н. И. Тарасов пишет, что в хореографических училищах изучается анатомия человека, не связанная с учебными приемами искусства танца, что нужно преподавать не общий, а специально разработанный курс анатомии и назвать его «Анатомические основы хореографии».
Но кроме анатомических данных артисту балета нужны знания и по гигиене, питанию, чередованию физических нагрузок и отдыха. Эти вопросы являются основными в деле профилактики профессиональных травм, заболеваний и перегрузок опорно-двигательного аппарата.
Стопа. G. Hohmann писал: «Человеческая стопа — это произведение искусства природы». Это изречение говорит о красоте и сложности строения стопы. Скелет стопы человека до настоящего времени еще не достиг того уровня стабильности, которым отличается скелет кисти человека. Кроме того, скелет стопы формируется и изменяется в зависимости от профессии, физической нагрузки и характера выполняемой работы.
Стопа — это сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат. Она состоит из 7 костей предплюсны (таранная, пяточная, три клиновидные, ладьевидная и кубовидная); 5 плюсневых костей и 14 фаланг пальцев стопы. Сложность строения стопы зависит не столько от количества костей, сколько от количества связок, обеспечивающих в сочетании с мышцами устойчивость стопы и выносливость ее к нагрузкам.
Кости стопы посредством таранной кости, наружных связок (передней и задней таранно-малоберцовой и пяточно-малоберцовой) и внутренней группы связок — дельтовидной (передняя и задняя большеберцово-таранная, большеберцово-ладьевидная, большеберцово-пяточная) соединяются с костями голени. Подтараиный сустав укреплен следующими тремя связками — межкостной таранно-пяточной, латеральной и медиальной таранно-пяточной.
Таранно-пяточно-ладьевидный сустав соединен двумя связками — таранно-ладьевидиой тыльной и пяточно-ладьевидной подошвенной. Пяточно-кубовидный сустав укреплен длинной подошвенной связкой и пяточно-кубовидной подошвенной связкой.
Поперечный сустав предплюсны (шопаров сустав) состоит из двух суставов и укреплен раздвоенной связкой, состоящей из двух пучков — пяточно-кубовидной и пяточно-ладьевидной связки.
Клиноладьевидный сустав относится к малоподвижным сложным соединениям и укреплен связками: тремя тыльными межклиновидными — клиноладьевидной, кубовидно-ладьевидной и клинокубовидной; четырьмя подошвенными — кубовидно-ладьевидной, клинокубовидной, клиноладьевидной и межклиновидными; тремя межкостными связками.
В предплюсне-плюсневом суставе (сустав лисфранка) кости предплюсны соединяются с плюсневыми с помощью связок — предплюсне-плюсневых тыльных и подошвенных, тыльных, подошвенных и межкостных плюсневых, трех межкостных плюсне-предплюсневых связок — латеральной, средней и медиальной.
Плюснефаланговые суставы укреплены капсулой, с подошвенной стороны — подошвенными связками, с боков— коллатеральными; тыльная часть капсулы тонкая.
Межфаланговые суставы укреплены капсулой, а с боков нодкреплсны коллатеральными связками.
Стопа в функциональном отношении — это единая костно-суставная система, предохраняющий тело от толчков и сотрясений, которые неизбежны при выполнении танцевальных движений. Стопа выполняет статическую (опорную) и динамическую (локомоторную) функции.