Переломы этого отдела стопы у артистов балета встречаются редко. Под наблюдением было 4 артиста: трое — классического танца и один — народного танца. У одной артистки классического танца произошел перелом ладьевидной кости в зоне перестройки.
Приводим наблюдение тяжелого перелома таранной кости у танцовщика Большого театра. Этот случай заслуживает внимания потому, что, несмотря на тяжелый перелом, артист вернулся на сцену и успешно танцует благодаря проведенному лечению в специализированном квалифицированном учреждении и периодическому диспансерному наблюдению и лечению.
Артист балета Е., 34 лет, доставлен с репетиции, где он при исполнении высокого прыжка упал на подвернувшуюся внутрь правую стопу, почувствовал хруст и резкую боль. При поступлении — отек правого голеностопного сустава, резкая боль по внутренней и наружной поверхностям сустава. Движения ограничены. На рентгенограмме —оскольчатый перелом тела и заднего отростка таранной кости со смещением.
Произведена бескровная репозиция, наложена бесподкладочная глухая гипсован повязка до коленного сустава с моделированием сводов стопы на 9 нед. После снятия гипсовой повязки проведено восстановительное лечение: массаж мышц голени, токи Бернара, электрофорез с. хлористым кальцием, лечебная гимнастика, занятия в бассейне.
При выписке рекомендовано ношение супинаторов в течение года. Нетрудоспособен был в течение 112 дней. Находится на диспансерном наблюдении до настоящего времени, 2 раза в год получает лечение — массаж, гимнастику, озокерит, токи Бернара, фонофорез преднизолона, летом санаторно-курортное лечение.
В настоящее время — жалобы на незначительные боли, возникающие после физической нагрузки. Голено-стоиный сустав и стопа не изменены. Танцует в полную силу, на больничном листе бывает 1 рал в год по 10— 14 дней. На рентгенограмме — умеренные явления деформирующего артроза.
Переломы фаланг пальцев стопы
Механизм перелома в основном непрямой. Перелом возникает при грубом приземлении с прыжка и удара ногой о пол или станок. Возникает локальная боль, кровоподтек. Диагноз уточняется по рентгенограмме. Выявлять симптом крепитации отломков у артистов балета не следует, ибо это вызывает смещение их и они могут повредить нежные мягкотканные структуры фаланг. В основном наблюдается перелом фаланг V пальца.
Производится фиксация перелома лейкопластырной повязкой, а в некоторых случаях — гипсовой изолированной лошетой на 2—3 нед. Трудоспособность у артистов балета при переломах фаланг пальцев нарушается до 4—5 нед.