Переломы плюсневых костей. Примеры лечения переломов свода стопы
У артистов народного и характерного танца эти травмы встречаются редко, так как обувь их имеет твердую подошву и боковую поддержку, чего нет у классических танцовщиков.
Чаще повреждается V плюсневая кость (в 10 из 14 случаев), что объясняется слабостью этой кости; кортикальный слой ее тонкий, она не участвует в нагрузке при танцах на пуантах; приземление с прыжка происходит па I, II и III плюсневые кости, т. е. на внутренний отдел стопы, который несет на себе рессорную функцию и является амортизатором. У 4 артистов балета были переломы I, II и III плюсневых костей.
Механизм переломов плюсневых костей у артистов балета в основном непрямой—приземление с прыжка на наружный край стопы, подворачивание стопы при приземлении; редко имеет место прямой -механизм—удар каблуком партнера, удар о выступающие части декорации и т. п.
Первая медицинская помощь на месте заключается в хлорэтиловом орошении, а в медпункте делают новокапповую блокаду места повреждения, фиксацию эластичным бинтом и направляют на рентгенологическое исследование.
Клинически выявляются припухлость по наружной поверхности стопы, резкая боль при пальпации плюсневой кости, положительный симптом Якобсона; осевая нагрузка не всегда болезненна, ибо она зависит от степени смещения отломков. У артистов балета переломы одной плюсневой кости всегда бывают без смещения. Об этом пишет и В. Д. Чаклин. Рентгеновский снимок уточняет место и характер перелома.
Лечение. Под наблюдением были 3 балерины классического танца и один танцор народного танца, у которых были травматические переломовывихи I и III плюсневых костей, а также 2 балерины, имевшие большую нагрузку, с патологическими переломами II плюсневой кости на почве перестроенного процесса.
Балерине Л. более месяца проводилось консервативное лечение — гипсовая фиксация съемной задней лонгетов, футлярные новокаиновые блокады, компрессы с мазью Вишневского, затем физиотерапевтическое лечение — электрофорез солей кальция и фосфора, массаж голени и стопы. Состояние ее улучшилось. Через 4 мес она приступила к работе с полной нагрузкой. В настоящее время жалоб нет, танцует ведущие партии в Большом театре. Балерина В., 19 лет, длительное время танцевала с болями, не обращалась к врачу. Только после незначительной травмы обратилась в диспансер.
Сделан был рентгеновский снимок, выявлен перелом II плюсневой когти правой стоны, наложена гипсовая повязка типа «сапожок» на 1,5 мес. По снятии его консолидация не наступила. Была госпитализирована в отделение спортивной и балетной травмы, где провели исследование местного кровотока изотопом 24Na, который показал значительное замедление всасывания изотопа на больной конечности. В течение месяца проводилось стационарное лечение — гипсовая съемная лонгета, трижды футлярные новокапновые блокады голени, компресс с мазью Вишневского на 5—7 дней; после этого были назначены электрофоров хлорида кальция № 10, отсасывающий массаж, гимнастика, теплые ванны. Состояние балерины улучшилось, в течение 2,5 мес она была на больничном листе. В настоящее время танцует.
Периодически беспокоят боли после физической нагрузки. Проводится лечение, направленное на укрепление связок стопы. Находится на диспансерном наблюдении.
Двум артистам балета произведены операции по поводу переломовывиха основания I и III плюсневых костей.