Ушибы стопы. Повреждения связок плюсны и предплюсны, вывих костей стопы у танцоров
Ушибы стопы относятся к разряду легких травм, но у артистов балета они могут иногда вызывать нарушение трудоспособности вследствие тяжелой физической нагрузки и нефизиологических положений во время танцев, особенно на пуантах. Механизм травмы прямой: удар о партнера, станок при занятиях в классе, декорации на сцене, пол сцены во время приземления на колено. При ушибах стопы отмечается местная припухлость, болезненность и постепенное образование небольшой подкожной гематомы. Поверхностные ссадины стопы наблюдаются у характерных танцовщиков и танцовщиц при исполнении цыганских, испанских и других танцев с падением на колено и при движении тылом или передней поверхностью стопы по полу.
Первая помощь заключается в применении холода или орошении хлорэтилом, с последующим наложением повязки со свинцовой примочкой. Трудоспособность нарушается на 3—14 дней в зависимости от характера исполняемых танцев, степени занятости в спектакле или репетициях. Среднее пребывание на больничном листе у танцовщиков 9—11, у балерин — 7—9 дней.
Повреждения связок плюсны и предплюсны наблюдаются в виде частичных надрывов их волокон. Полного разрыва связок, сопровождающихся вывихом костей стопы, не наблюдается.
Механизм травмы непрямой — подворачивание переднего отдела стопы при приземлении после прыжка, резкий толчок перед прыжком с поворотом туловища.
Диагностика частичного повреждения связок плюсны и предплюсны проводится па основании выяснения механизма травмы, наличия местной болезненности по передней поверхности стопы в проекции связок, соединяющих кости плюсны и предплюсны, припухлости и постепенного ее увеличения за счет гематомы. Рентгенологическое обследование при этих травмах обязательно для исключения сочетания травмы мягких тканей с травмой костной ткани.
Первая помощь — орошение хлорэтилом поврежденного места, холод, при сильной боли проводится новокаиновая блокада. После этого стопа фиксируется эластичным бинтом для создания покоя поврежденным связкам. Можно проводить фиксацию лейкопластырны-ми лентами в различных направлениях (черепицеобразно, в виде колосьев и т. д.). Называется этот метод фиксации «тейпинг». На 2—3-й день в домашних условиях можно начать делать теплые ванны в течение 20—25 мин и полуспиртовые компрессы для рассасывания кровоизлияния. В амбулаторных условиях проводят физиотерапевтические процедуры — парафино-озокери-товые аппликации, ультразвук, при болевом синдроме диадинамические токи (токи Бернара). При длительном отеке стоны и болях хорошее действие оказывает фоно-форез кортикостероидными препаратами (гидрокортизон, прединзолон).
Среднее пребывание на больничном листе у танцовщиков — 3—12, у балерин — 14—18 дней.
Вывих костей стопы относится к разряду травм средней тяжести с длительным нарушением трудоспособности. Изолированные вывихи у артистов балета наблюдаются только в плюснефаланговом суставе.
Механизм травмы — неоднократные переразгибания пальца стопы. Возникают боли, ощущение инородного тела в суставе. При осмотре и обследовании движений отмечается чрезмерная подвижность в плюснефаланговом суставе, отечность его. Рентгенологически видно неравномерное расширение суставной щели. Этот вывих наступает в результате повреждения капсулы сустава и коллатеральной связки. Показано оперативное лечение с ушиванием капсулы и коллатеральной связки. Но артисты балета часто не дают согласия на оперативное лечение. В связи с этим назначается консервативное лечение, направленное на снятие болевого синдрома н укрепление коллатеральной связки. Это новокаиновые блокады, чаще с введением гидрокортизона, диадинамические токи, массаж. Сразу после травмы накладывают лейкопластырную повязку на сустав на 10—14 дней.
Иногда вывихи сочетаются с переломами плюсневых костей, нередко наблюдаются переломо-выпихи основания I и II плюсневых костей. Диагноз уточняется рентгенологически. Лечение переломо-вывихов у артистов балета оперативное, так как их специфическая нагрузка требует точного анатомического сопоставления отломков и сохранения оси нагрузки.