План кодекса деонтологии. Кодекс деонтологии и медицинская этика
Кодекс Деонтологии состоит из пяти глав неравной значимости.
Глава I. Главные обязанности врачей. Тридцать статей охватывают самые основания медицинской морали — то ли в позитивной форме обязанностей, то ли в негативной форме запрещений.
Глава II. Обязанности врача по отношению к пациентам. Двадцать четыре статьи излагают с медицинской точки зрения права пациента, являющиеся главным объектом проекта закона.
Глава III. Взаимоотношения врачей и их отношения с другими представителями медицинских профессий. Среди тринадцати статей одна-единственная (последняя) говорит о необходимости хороших отношений с представителями медицинских профессий, не являющихся врачами. Эта чрезвычайная краткость удивляет, ибо необходимость всестороннего обследования пациента обуславливает создание сложных коллективов.
Глава IV. Исполнение профессиональных обязанностей. Тридцать статей отражают адаптацию медицинской практики к различным видам врачебной деятельности и к эволюции самого общества, учитывая при этом права пациентов. Последовательно рассмотрены:
1. Правила, общие для всех форм врачебной практики: шестнадцать статей обосновывают обязательства по отношению ко всем формам врачебной деятельности, даже не предусмотрены перечнем.
2. Десять статей посвящены правилам ведения практики с частной клиентурой.
3. Пять статей об использовании наемной медицинской практики.
4. Пять статей о правилах использования медицинского контроля.
5. Четыре статьи об использовании медицинской экспертизы.
Некоторые из перечисленных статей могли бы фигурировать среди инструкций справочника по врачебной деятельности. Их мы будем излагать кратко.
Глава V. Различные предписания Далее следует шесть глав о формальной организации.
Кодекс деонтологии и медицинская этика
Вопрос приобретает особое значение в эпоху создания новых европейских структур и свободного передвижения врачей внутри европейского сообщества. При этом законы и регламентации, действующие на национальной территории, обязательны к исполнению всеми врачами. В этом ценность и нового Кодекса деонтологии Франции. Так стоит ли приписывать ему галликанство?
Французский Кодекс строго регламентирован, как это свойственно для стран написанного права, но не для стран англо-саксонской традиции. Его там ценят, но ограничивают принимаемыми парламентом законами, которым он не должен противоречить. При этом расхождения между странами с различными традициями неизбежны. Приведем два примера, подчеркивающие трудности, с которыми столкнулась бы попытка унификации.
Так, некоммерческое использование тканей человеческого организма было различным образом интерпретировано в разных странах Европейского сообщества, что отчетливо видно на примере различных форм донорства крови. То же и в вопросе об оплате опытов на людях.
Легальные отступления от правила сохранения врачебной тайны представляют другой пример расхождений при его практическом применении. Причем эти отступления не одинаковы в различных странах сообщества. Уважение к личности обуславливает сложность равновесия между правами индивида и правами общества. Вдохновляла ли французская традиция наш Кодекс деонтологии? Такая постановка вопроса не совсем корректна. С середины 1970-х годов международная конференция Ассоциаций (организация неофициальная) приняла принципы европейской врачебной этики. Они должны были содействовать профессиональному исполнению этих принципов всеми врачами, независимо от формы их врачебной деятельности, определять отношения с больными и коллективами. Таким образом, роль предшественника сыграли Европейские медицинские Ассоциации.