Казеомы у детей и подростков. Микобактерии туберкулеза при казеомах
Казеома — своеобразная форма легочного туберкулеза. У детей и подростков они могут развиваться в период как первичной, так и вторичной инфекции. Развитие казеом в легком и их учащение за последние годы является ярким отражением измененной реактивности и иммунобиологического состояния детского организма.
Пути формирования и морфологическая структура казеом различны, (М. М. Авербах, 1962, 1969). У детей чаще образование инкапсулированного казеозного очага происходит на месте первичного казеозно-пневмонического процесса, реже из группы очагов и инфильтратов и почти не встречается развитие их путем заживления каверн. (Л. К. Богуш, 1954, 1959, 1960, 1969; К. В. Помельцов, 1955; А. И. Абрикосов, А. И. Струков, 1961; М. М. Авербах, М. Л. Шулутко, Т. А. Панфилова, 1962; И. М. Слепуха с соавт., 1965.
В данной работе обобщен опыт хирургического лечения 48 детей и подростков с казеомами легких, что составляет 20,8% по отношению к общему числу оперированных больных этой возрастной группы. Среди больных преобладали дети (40) в возрасте от 7 до 15 лет, подростков 15—17 лет было 8 человек. Девочек 26, мальчиков 22.
Туберкулез легких у большинства больных (39) был выявлен уже в фазе инкапсуляции казеозных масс. Только у 9 прослежено формирование округлых фокусов из инфильтративно-пневмонического (7) и очагового (2) процессов на фоне проводимой антибактериальной терапии. По-видимому, развитие казеозного процесса в легком у 20 детей из очагов семейного контакта в значительной степени было обусловлено массивным инфицированием в раннем детском возрасте.
Клиническое проявление казеом различно. В основном для них характерны умеренно выраженные признаки туберкулезной интоксикации, неустойчивая температуря у 27. Вне фазы обострения для казеом характерно бессимптомное течение, вследствие чего обнаружение их является случайной находкой при профилактическом осмотре (13).
Казеома как потенциально опасный очаг прогрессирования туберкулеза, при расплавлении особенно остро протекает в подростковом возрасте (8). У всех подростков процесс выявлен в фазе расплавления творожистого казеоза, распада, диссеминации и бацилловыделения.
Патологические сдвиги в картине крови отмечались умеренно выраженным лейкоцитозом до 11500 (23), ускоренной РОЭ (9), палочкоядерным сдвигом (8), эозинофилией до 7 (6), лимфопенией, отражая активную фазу специфического процесса.
Туберкулиновые пробы — кожная градуированная, внутрикожная с 5ТЕ и в разведении 1 : 2000 выявляли в основном слабую и средней интенсивности и только у 10 была гиперергическая реакция. К сожалению, туберкулиновые комплексные методы исследования (гемо- и протеинотуберкулиновые тесты) на определение скрытой активности специфического процесса не вскрывают ее. Между тем, при морфологическом изучении удаленных казеом чаще определялись признаки активности туберкулеза — расплавление казеоза, образование фигурной полости распада, лимфоидная и эпителиоидноклеточная грануляция на внутренней стенке капсулы, специфическое паражение дренирущего бронха.
Микобактерии туберкулеза при поступлении определялись лишь у 9 больных и только в промывных водах желудка и бронхов. Нахождение БК характеризовало фазу распада казеомы.