Психическое закрепление боли. Типы воздействия психики на боль
Вмешательство психики в генезе страдания обусловливает, иногда, связь его существования, в преобладающей мере (и даже исключительно) с психикой, с кортексом; его зависимость только или почти только от коры большого мозга. Психическая примесь существует в любой боли. Мы уже отмечали это. Она придает боли аффективную тональность.
Иногда психическая примесь усиливает ее интенсивность, увеличивает ее посредством многих механизмов: страх, анксиозность, усталость, кортикальное возбуждение, как мы видели, укрепляют болевое ощущение и увеличивают доступность его появления; точно так же и навязчивые заботы, то есть ипоходнрическая конституция (также, как мы видели).
Боль в таких случаях гораздо больше, чем ее оправдывает интенсивность генерирующих возбудителей, алгогенных импульсов. Затем, сама боль, длительным своим упорством, может стать причиной психической примеси: страдание, боязнь, подавленность, кортикальное утомление, вызванное ею, дают возможности повысить ее интенсивность, подняться до внушающего значения.
В таких случаях речь идет о том, что названо „порочным кругом боли" (мы уже говорили о нем). Психическая примесь может быть иногда настолько большой, чтобы оставить в меньшинстве, в тени действительный алгогенный фактор, придавая боли странный, недостаточно объективно обоснованный характер. Затем еще может идти речь о психическом закреплении боли: боль вызванная определенными действительными возбуждениями может упорствовать и после прекращения соответствующих возбуждений; в таких случаях речь идет о боли закрепления, остаточной, связанной со стойкостью некоторых очагов кортикального застойного возбуждения, „кортикализованная, психизированная боль" сохраняется как психическое явление отпечатка, воспоминания („боль-подарок", Левен), поддерживаемая памятью боли (и, может быть, еще страхом, ужасом перед пей, ее мучениями: следовательно — тоже явления аффективной памяти).
Наконец бывают еще случаи, когда боль чисто психического генеза, кортикального. Она возникла при отсутствии какого-либо ноцицептивного возбуждения вне мозга, из другой части организма. Ото „боль психогенная, кортикогенная" или центрогенная, психически обусловленная, „психадгия" (Онпенгейм). Эта боль, разработанная корой, созданная психикой в отсутствии какого-либо периферийного возбуждения, равноценна искусственно созданному изображению, как какой либо другой образ: имеет значение галюцинации, но которая все же относится к боли; а потому ее назвали еще „воображаемой болью", „алгическим галлюцинозом", „алгогаллюцинозом" (Лермитт). Она была еще названа „обсессивной болью" (Малле, Боурат), „невротической болью" (Кальво Мендеро), „боль психического происхождения" (Лесс), „психосоматической болью" (Крупер, Энст и др.), „церебралгия" (Стенверс).
Как видно, психика может по разному вмешаться в модуляцию боли и страданий вообще. Она может быть предрасполагающим к страданию фактором, алгосенсибилизирующим фактором, инвалидизирующим для болевого чувства (благодаря психической конституции больного, или фактором неожиданным, stress-ируюищм, в особенности аффективным, способным повлиять на эту психику). Она может затем создавать разнообразные этиопатогенетические особенности болей, с различными оттенками.
Прибавочная боль расширенная (,,par surcrott"), затем боль следа, остаточная(,,боль-подарок", ,,кортикализоваиная, психизированная боль"), боль чисто психического происхождения (,,боль психогенная, кортикогенная, психалгия") составляют 3 прогрессивных аспекта боли, в определение которых психика вмешивается значительным образом и в тенте которых играет большую роль психокортикальная (невропсихический индивидуальный фактор) индивидуальная психика.