Техника оценки слуха с помощью камертонов. Опыт Weber, Schwabach, Rinne, Gelle
Набор камертонов, используемых для исследования, включает различной высоты тоны, находящиеся в границах физиологического слухового восприятия. Чаще всего используются комплекты камертонов с частотой колебания от 16 до 4096 цикл /сек. В целях определения воздушной звукопроводимости колеблющийся камертон держат около уха. Для определения костной звукопроводимости прикладывают ножку камертона к сосцевидному отростку позади ушной раковины.
Исследования с помощью камертонов включают пять опытов: 1) исследование слуха но отношению к высоте тона, 2) опыт Weber, 3) опыт Schwabach, 4) опыт Rinne, 5) опыт Gelle.
Исследование слуха по отношению к высоте тона. Это исследование производится камертонами поочередно, начиная от самого низкого и кончая самым высоким, причём проверяется воздушная проводимость. Лучше всего при нормальном слухе бывает слышим камертон с частотой колебаний 2048 цикл /сек. Это явление издавна было известно отоларингологам, и они придавали очень большое значение нарушению слуха по отношению к тону 2048 цикл/сек. В течение долгого времени считали, что глухота по отношению к этой частоте является характерной для сифилиса уха. Эта частота соответствует камертону С4.
Опыт Weber. Этот метод исследования был предложен немецким физиологом Weber (1795—1878), который обнаружил, что тон локализуется в больном ухе при нарушении проходимости слухового прохода, евстахиевой трубы или же барабанной полости. При этом методе исследования ножка колеблющегося камертона устанавливается на самом высоком пункте черепа. Если болезненный процесс протекает в звуковоспринимающем отделе слухового аппарата, то латерализация тона не отмечается.
Опыт Schwabach. Schwabach (1846—1920), исследуя восприятие тона колеблющегося камертона, приставленного к сосцевидному отростку (костная звукопроводимость), пришёл к заключению, что люди с односторонним заболеванием среднего уха при данном опыте больным ухом слышат лучше, чем здоровым. Описанное явление используется для диагносцирования нарушений слуха, возникших вследствие повреждения звукопроводящего отдела.
Опыт Rinne. Rinne (1819—1868) производил проверку слуха с помощью камертонов, помещая их ножки сначала на передних резцах, а потом поднося их к уху. При этом заметил, что в тех случаях, когда исследуемый слышит звук, переданный через кость, так же долго, а иногда даже и дольше, чем тон, проходящий через воздух, патологический процесс локализируется в звукопроводящей части слухового аппарата, включая мембрану окна преддверья. Если же тон камертона, проходящий через кость, исследуемый слышит гораздо короче, чем в тех случаях, когда звук проходит через воздух, то это свидетельствует о повреждении звуковосиринимающего отдела.
Основываясь на собственных клинических наблюдениях, Bezold пришёл к заключению о том, что этот способ проверки является наиболее авторитетным методом исследования слуха с помощью каметроиов.
Опыт Gelle. Метод Gelle (1834—1928) заключается в сгущении воздуха в наружном слуховом проходе с помощью резинового баллона, при этом колеблющийся камертон устанавливается на темени. Увеличение давления в наружном слуховом проходе сопровождается вдавливанием стремени в овальное окно преддверья, в связи с чем передача колебаний по направлению к внутреннему уху становится невозможной. Больной не слышит тона камертона. Если же удалить резиновый баллон, то исследуемый снова начинает слышать. Сгущение воздуха в слуховом проходе не оказывает влияния на слух в тех случаях, когда в результате патологического процесса возникла неподвижность стремени в окне преддверья. Опыт Gelle часто применяется при исследованиях в случаях отосклероза.
Lewenfisz усовершенствовал этот метод, сделал его не только качественным, но и количественным способом исследования, направляя с помощью резинового катетера в наружный слуховой проход тон аудиометра и изменяя с помощью специального устройства давление.
Заслуга Bezold заключается в том, что он придавал большое значение исследованиям слуха, принимая во внимание всё слуховое поле. С помощью физика Edelman он сконструировал специальный инструмент для исследования „непрерывного ряда тонов". Кроме того, упомянутый автор считал, что слух следует исследовать не только, применяя один а используя все методы: Weber, Schwabach, Rinne, Gelle, а также шопотную и обычную речь. Исследуя слух с помощью перечисленных методов, Bezold смог изучить различные формы нарушений слуха и — что особенно важно — получил возможность определять у глухонемых "слуховые островки" и дефекты слуха.
Его исследования основывались на резонансной теории Helmholtz, которая в то время имела очень широкое, распространение. Классическое исследование слуха с помощью камертонов достигло в работах Bezold кульминационного пункта.